Категории

Обзор «Mission: Red Planet».

Корабли, на старт!

Корабли, на старт!


Эта гонка за выработку ресурсов Марса в стиле "стимпанк" была создана в 2005 году двумя Бруно: Файдутти и Катала. На своем сайте Файдутти пишет: "В этой игре нет ничего нового, но мы вложили в нее много труда и горды результатом." Действительно, основные механики игры - это выбор персонажа и обеспечение контроля за территориями с помощью численного преимущества. Стык этих элементов дал быструю захватывающую игру с долями случая, конкуренции и блефа. M:RP совершенно справедливо соотносят с другим широко известным продуктом Файдутти - "Цитаделями". Однако механика персонажей более похожа (да что там "более похожа" - вообще один-в-один!) на недавнюю стратегию немецкой школы "Castle for all Seasons".

Игра состоит из двух небольших полей: карты Марса, поделенной на 10 зон, за которые и будет идти борьба между игроками и стартовой площадки на Земле, с которой космические корабли бороздят просторы... ээээ, в смысле, начинают свой путь к красной планете. Каждая из 10 территорий на Марсе позволит добывать один из трех ресурсов. В порядке своей ценности, это лед, сильванит и целериум. Заранее неизвестно, на какой территории будет добываться какой из ресурсов: это обнаружит первый астронавт, ступивший на поверхность этого сектора Марса.

Mission: Red Planet

Mission: Red Planet

Игра идет 10 раундов, причем в конце пятого и восьмого раунда происходит промежуточный подсчет очков, а после десятого - окончательный. Основной способ получения победных очков - это численное превосходство астронавтов игрока в отдельно взятых территориях. Сами же астронавты попадают на Марс на кораблях с помощью возможностей персонажей.

В начале каждого раунда игроки выбирают из руки карту персонажа и кладут на стол рубашкой вверх. Потом игрок с жетоном первого игрока начинает озвучивать последовательность срабатывания персонажей, точь-в-точь, как в "Цитаделях". Игрок, чьего персонажа назвали, переворачивает карту и выполняет предписанные действия. Если одного и того же персонажа выбрали два или больше игрока, то они начинают ходить, начиная от первого игрока по часовой стрелке. После выполнения действия, карта персонажа кладется в персональный сброс игрока и вернуть в руку уже сыгранных персонажей можно только одним способом: сыграв персонажа, который позволяет это сделать. Итак, у каждого игрока в начале партии есть 9 карт персонажей, свойства которых мы сейчас рассмотрим.

1. Recruiter (спец по набору персонала). Позволяет посадить 1 астронавта на корабль и вернуть себе в руку все ранее сыгранные карты персонажей, включая самого "рекрутера". Это как раз тот персонаж, о котором мы говорили выше. Кто играл в CfaS, заметьте, если в "замке" подобный персонаж ходит последним, то здесь он первый.

2. Explorer (исследователь). Позволяет посадить 1 астронавта на корабль и сделать три шага своими астронавтами по Марсу. Один шаг - это передвижение одного, находящегося на Марсе своего астронавта в соседнюю область. Можно подвинуть трех астронавтов в соседние территории или одного, но через три зоны. Каждый раз, когда астронавт в результате таких передвижений оказывается на еще не освоенной территории, игрок берет случайный квадратный жетон ресурса и кладет в открытую на территорию: теперь известно, какой ресурс будет здесь добываться. Этот персонаж - единственный, позволяющий прибывшим на Марс астронавтам передвигаться по его поверхности.

3. Scientist (учёный). Позволяет посадить 2 астронавтов на 1 или 2 корабля и либо взять Event-карту, либо подсмотреть одну из Discovery-карт, из тех, что уже лежат в игре. Event-колода состоит из Discovery- и Bonus-карт. Перед началом игры она перемешивается и кладется рядом с игровыми полями. Если игрок, сыгравший карту ученого после посадки астронавтов на борт хочет взять Event-карту, он берет верхнюю и, не показывая другим игрокам, читает ее. Если ему пришла Bonus-карта, он кладет ее рубашкой вверх рядом с собой до конца игры, а если это Discovery-карта, он может положить ее (также рубашкой вверх) рядом с одной из семи приграничных территорий Марса. Если же игрок предпочитает подсмотреть, что уже лежит в игре, он может взять одну из Discovery-карт, которые лежат рядом с приграничьем, прочитать ее действие и вернуть назад, никому не показывая. Более подробно Event-карты мы рассмотрим позже.

4. Secret Agent (секретный агент). Позволяет посадить 2 астронавтов на 2 разных корабля и форсировать запуск одного корабля, не полностью укомплектованного астронавтами. Дело в том, что в обычном режиме корабль взлетает со стартовой площадки лишь когда на нем столько астронавтов, сколько указано на самом корабле. Секретный агент же позволяет не дожидаться, когда на корабль сядет нужное количество астронавтов и может отдать приказ на досрочный старт.

Персонажи

Персонажи

5. Saboteur (саботажник). Очень страшный персонаж. Он позволяет посадить 1 астронавта на корабль и уничтожить любой еще не взлетевший корабль. Все астронавты, находившиеся на борту этого корабля помещаются на кладбище.

6. Femme Fatale (роковая женщина). Позволяет посадить 1 астронавта на корабль и подменить чужого астронавта своим. Подмена может происходить как на кораблях (в т.ч. на уже взлетевших), так и на Марсе. Единственное ограничение: на корабле (или на той территории Марса, где будет происходит подмена) должен быть хотя бы один астронавт игрока, сыгравшего карту роковой женщины. Подмененный астронавт отправляется на кладбище.

7. Travel Agent (турагент). Персонаж рискованный. Позволяет посадить 3 астронавтов на 1 корабль. Если на стартовых площадках нет корабля, куда они могут уместиться, то игроку придется просто пропустить действие этой карты.

8. Soldier (солдат). Позволяет посадить 2 астронавтов на 1 корабль, если это возможно и уничтожить 1 астронавта в одной из семи окраинных зон Марса. Убитый помещается на кладбище. Если на стартовой площадке нет корабля, куда могут еще поместиться два астронавта, то солдат просто убивает астронавта на Марсе.

9. Pilot (пилот). Этот персонаж ходит в последнюю очередь. Позволяет посадить 2 астронавтов в 1 или 2 корабля и изменить пункт назначения одного корабля, в т.ч. уже стартовавшего. Дело в том, что корабли в игре бывают двух типов: с жестко запрограммированной точкой назначения (в этом случае, на самой картонной фигурке корабля написано название территории, где корабль приземлится) и свободного типа (название территории не написано). Пункт назначения корабля свободного типа определяет игрок, который посадил на этот борт первого астронавта. Игрок берет картонную плашку с названием территории и кладет ее на корабль. Так вот игрок, сыгравший карту пилота может заменить такую плашку на любую другую.

Mission: Red Planet

Mission: Red Planet

Теперь, представляя себе свойства персонажей, взглянем на последовательность фаз раунда. В первой фазе, если кораблей, оставшихся на стартовой площадке меньше, чем игроков, то из стопки кораблей недостающее их количество вытаскивается (втемную) и располагается (уже в открытую) на стартовой площадке. Во второй фазе игроки выбирают по одному персонажу из числа оставшихся в руке. В третьей фазе первый игрок оглашает последовательность от первого до девятого персонажа, игроки в нужный момент вскрывают выбранные на этом раунде карты и выполняют свойства персонажа. Как только в результате этих действий на какой-нибудь корабль попадает последний необходимый для старта астронавт, корабль стартует (чуть сдвигается со стартовой площадки). На четвертом шаге взлетевшие корабли приземляются на Марсе. Фишки астронавтов помещаются на карте Марса в точку назначения корабля, а сам корабль сбрасывается. В конце раунда игрок, игравший своего персонажа последним получает жетон первого игрока, а счетчик раундов передвигается на следующую цифру.

В конце пятого раунда происходит первый подсчет победных очков. Для каждой из десяти зон Марса определяется игрок, чьих астронавтов в этой зоне больше. Этот игрок получает круглый жетон победных очков с номиналом, равным типу квадратного жетона ресурса в этой зоне. Лед, самый дешевый ресурс с номиналом в единицу, сильванит - двойка и целериум, самый редкий и дорогой - тройка. Если за лидерство на данной территории борются два или больше игрока, то жетон победных очков кладется на эту территорию на карте и будет там лежать как минимум до восьмого раунда.

Марс

Марс

В конце восьмого раунда происходит промежуточный подсчет очков. Теперь призовой фонд каждой территории Марса составляет не один, а два круглых жетона. Игрок, контролирующий территорию получит оба этих жетона плюс тот, что лежал на этой территории с предыдущего подсчета очков в конце пятого раунда. Если по количеству астронавтов лидируют несколько игроков, то жетоны между ними распределяются поровну, а излишек складывается на спорной территории до окончательного подсчета очков.

В конце десятого раунда первым делом вскрываются Discovery-карты, лежащие рядом с приграничными районами Марса. Описанные в них эффекты срабатывают. Потом игроки распределяют между собой уже по три круглых жетона соответствующего ресурсу номинала за каждую область Марса. Если лидируют несколько игроков, жетоны распределяются поровну, а излишки сбрасываются. Потом игрок, собравший больше всего жетонов льда получает 9 бонусных очков. Если таких игроков несколько, они получают 9/n очков с округлением вниз. И, в конце, подсчитываются бонусные очки от Bonus-карт.

Карты Discovery, в основном, меняют определенным образом правила распределения победных очков, применимо к тем территориям Марса, рядом с которыми они лежат. Например, карта "Inexhaustible Deposit" увеличивает количество жетонов победных очков, которые получит игрок, лидирующий в этом районе с трех до пяти. А "Mining Incident" наоборот говорит о том, что эта зона Марса не принесет победных очков в последнем раунде. Карты Bonus приносят игроку некоторое число победных очков, если тот к концу игры выполнил некое условие. Например, поселил в неком наборе областей хотя бы по одному своему астронавту или собрал больше всех жетонов Целериума. Вообще в Event-колоде встречается всего 9 типов Discovery-карт  и столько же типов Bonus-карт, поэтому игрокам без знания языка при желании можно выучить их действия наизусть, но проще воспользоваться листком с переводом.

После подсчета очков в конце десятого раунда определяется победитель - игрок с максимальным их количеством. Партия занимает всего около часа, игра совершенно неожиданно "цепляет". Даже при игре втроем геймплей очень азартен.  Интересно было бы сыграть полным комплектом - для этого понадобиться пять игроков.

Event-карты

Event-карты

Качество игровых материалов оставляет двойственное впечатление. С одной стороны толстый картон для кораблей, жетонов ресурсов и очков. С другой стороны совсем уж малюсенькие "таблетки" астронавтов, горбатые игровые поля, как будто созданные на наших просторах и невнятная коробка, в которую после выдавливания из картонных листов игровых элементов влезают только карты и корабли, а все жетоны и астронавтов приходится хранить отдельно.

Художественное оформление не оставит равнодушным никого, кто знает слово "стимпанк", хотя "в стиль" отрисованы только персонажи, корабли и Event-колода. Карта Марса, почему-то, абсолютно ничего экстраординарного из себя не представляет.

В целом, несмотря на долю случая (выход на старт кораблей, вытаскивание втемную жетона ресурса в момент освоения области), очень многое, как и в "Цитаделях", зависит от умения просчитать действия конкурентов и играть нестандартно, чтобы сбить их с толку. В качестве семейной я бы эту игру не рекомендовал, а в среде друзей-соперников M:RP - самое оно. Всем любителям карточного блефа советую обязательно попробовать сыграть в "красную планету". На BGG игра чуть-чуть не дотягивает до 7 баллов (6.98), что на мой взгляд, маловато. Голосов отдано тоже немного (около тысячи двухсот), и если учесть, что с момента выпуска игры прошло уже 3 с половиной года, мне непонятно, почему.

1 comment to Обзор «Mission: Red Planet».

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>