Категории

Порт Пирей: из славян да в греки.

Эта экономическая игра питерского автора Андрея Александрова носила ранее рабочее название "Нижегородская ярмарка XIX века". Впервые я увидел ее прототип на конкурсе авторских проектов Игрокона-2014 и она произвела на меня хорошее впечатление. Из десятка проектов была одной из самых многообещающих. Кстати, на том же фесте я познакомился с небезызвестным "Кеплером", которого нынче серьезно отрихтовали. С "ярмаркой" произошло то же самое, если не еще более разительное превращение и исконно славянская забава силами издателя превратилась в греческую. Собственно, изменилось место действия, виды товаров и названия национальностей торговцев, которые прибывают в центр торговли на других посмотреть и себя показать.

Порт Пирей

Порт Пирей

Каждый игрок выбирает себе национальность, берет руку из 8 карт товаров, которые он будет продавать в течении игры. На центральное поле выкладываются маркеры цены на каждый из 6 типов товаров. Цель игры вовсе не накопление звонкой картонной монеты, а сбор сетов из купленных товаров. Надо стараться собирать либо одинаковые товары от разных национальностей, либо наоборот, разные товары от одной национальности (масти карты).

Помимо товаров игроков на рынке встречаются и местные греческие товары. В начале каждого раунда 3 такие карты выкладываются в ряд в открытую, формируя стартовое предложение. Потом каждый игрок с помощью спецжетона решает, будет ли он покупать товары в этом раунде или будет продавать свои. Жетоны вскрываются одновременно и начинается fiddly-процедура по удорожанию\удешевлению товаров. Там довольно много мелкой логики, которую сложно запомнить. Сверяться с буклетом правил придется однозначно. Зависит изменение цен на товары от того, кого в этом раунде оказалось больше: игроков-продавцов или игроков-покупателей. А подорожают или подешевеют те товары, которые представлены на продажу греками.

Теперь игроки-продавцы должны выложить не более двух товаров из своих рук на продажу и снова происходит изменение цен по другому алгоритму. После этого игроки-покупатели могут купить до 3 карт с рынка. Номинальная цена видна на центральном поле, а если за конкретную карту борются несколько покупателей, то между ними происходит слепой аукцион. После покупок все оставшиеся иностранные товары продаются грекам за ту же номинальную цену, а греческие товары возвращаются под низ греческой колоды и начинается новый раунд.

После 8-го раунда каждый игрок формирует сеты из купленных карт, кои пересчитывает в монеты по специальной таблице, добавляет по монете за каждый свой непроданный товар, добавляет остаток своих денежных средств. Получивший максимальную сумму выигрывает.

Порт Пирей

Порт Пирей

Теперь о впечатлениях. Наверное, игра работает лучше с большим числом игроков (5-6). Во всяком случае в партии на четверых у нас не было ни одного аукциона при покупке товаров с рынка. А аукционы - это единственное, что может заинтересовать продавца, ибо за каждый свой товар он железно получит номинальную цену: не от покупателя, так от греков.

Цены на товары пляшут серьезно и тяжелопредсказуемо. Первые изменения цен происходят сразу после выбора стези игрока в текущем раунде. Второе изменение зависит от того, какие виды товаров выложат на продажу игроки-продавцы. Рынок работает логично в парадигме "спрос-предложение", но цена скачет зачастую очень резво. Вот только что рынок обещал давать за ткани 8 монет, а секунду спустя, когда все жадные, но не хитрые продаваны выложили ткани на продажу цена мгновенно падает в 2 раза. Логика изменения цен может и правильная, но в терминах настольной механики она очень сложнозапоминаемая и fiddly (яндекс переводит это слово как "неудобный", что в нашем случае не отражает полного смысла). Кстати, если я не ошибаюсь, механика цен в прототипе работала по-другому и тогда она мне понравилась больше. Не была такой... неудобной.

Выбор стези игрока на целый раунд - это очень грубо (пан или пропал, все или ничего, черное или белое,...). С точки зрения сбора сетов достаточно просто продаваться одновременно с продавцом нужного тебе товара, чтобы этот товар уже никак и никогда не заполучить. Каждого товара в руке у игрока по 2 карты и ничто не мешает слить обе карты за один раунд. Конечно, можно просто войти в противофазу - экономь деньги и жди, когда они кончатся у того самого игрока. Когда денег нет - игрок идет в продажники... Но за товарами одного игрока погонишься - упустишь другие. Анализировать маленькие цветные метки на поле (какие товары есть в руке у торговца конкретной национальности) утомительно и тяжело. В результате, все играют спустя рукава, не особенно анализируя ситуацию и побеждает в этом случае тот, у кого лучше с таймингом и удачей.

Моя игровая ячейка наотрез отказывается играть в "Порт Пирей" второй раз. И я их могу понять - игра очень контрастна. В одном месте нарочито груба, в другом - мелкий бисер алгоритмов, в третьем - отсутствие заинтересованности у части игроков... Игра сама по себе может и не совсем плоха, и интересными решениями обладает совершенно точно! Но сшита она из сильно неравновесных частей и при наличии альтернатив (а их у нас битком) шансов на повторную партию у нее уже нет. А жаль...

1 comment to Порт Пирей: из славян да в греки.

  • ?

    «… цена скачет зачастую очень резво. Вот только что рынок обещал давать за ткани 8 монет, а секунду спустя, когда все жадные, но не хитрые продаваны выложили ткани на продажу цена мгновенно падает в 2 раза… Возможно, что ситуацию решило бы повышение базовых цен? Шаг изменения оставить прежним — и и скачков цен не будет.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>