Категории

Обзор "Ora et Labora".

Ora et Labora

Ora et Labora

Новая игра Уве Розенберга, позиционированная многими, как допиленный "Le Havre". Не скрою, ждал возможности заполучить эту игру в свои загребущие, ибо считаю, что "Гавр" - лучшая игра трилогии урожая. Естественно, было интересно и то, какие изменения внесет Уве в узнаваемые механики. Полного обзора правил я писать не буду, а остановлюсь на отличиях и сходствах. Благо, и тех, и других порядочно.

1. Центральное поле.

Это круг, разбитый на сектора и стрелка, прикрепленная к кругу и отмечающая текущий раунд и являющая собой гениальную в своей простоте систему счетчика накопившихся для получения игроками ресурсов. Благодаря этой системе, нет нужды в постоянном "гаврском" перекладывании двухстороннего картона ресурсов из запаса на пристани, с пристаней к игрокам, и пр. Теперь достаточно повернуть стрелку в начале раунда и кладези ресурсов автоматически пополняются. Конечно двусторонние квадратики ресурсов никуда не делись, но теперь их необязательно сортировать. Можно просто свалить их в кучу на столе, из которой игроки будут набирать ресы при получении и сбрасывать при трате. Еще с помощью центрального поля контролируются различные временные триггеры. Например, когда в игру войдет новый вид ресурса, когда станут доступны новые здания и поселения.

2. Здания и поселения.

И то, и другое - это карты. Карты зданий разбиваются на 5 стопок: стартовая, A, B, C, и D. Первая стопка становится доступна для постройки сразу, остальные - после определенных раундов игры. Здания не выстраиваются в столбцы по возрастанию номеров, как в "Гавре". Все здания сразу становятся доступны для постройки. Поселение - это идентичные сеты карт, по сету у каждого игрока. Поселения дают ПО в конце игры за самих себя, а также за ортогонально соседние здания и поселения на личном поле игрока. Строить поселения можно всего 5 раз в игру в специальную фазу раунда, хотя есть дорогое здание, позволяющее строить поселения сколько-угодно, но в силу ограниченного количества карт поселений в сете и ограниченного же пространства для постройки, особенно на функции этого здания не пошикуешь. Здания и поселения имеют ограничения на тип ландшафта, на котором их можно строить.

3. Персональные поля.

Базовая плашка поля имеет 10 отсеков для зданий\поселений и ландшафты типов "равнина" и "предгорье". Справа, слева, сверху и снизу от базовой плашки игрок может пристраивать расширения земель на 3, 4 или 5 посадочных мест - плашки как с такими же ландшафтами, так и с "горами", "побережьем" и "морем". Расширения стоят денег, причем чем дальше, тем становятся дороже. В "Ora et Labora" введен сильный элемент экономического позиционирования. Нужно думать не только о том, какое здание и как купить, но и о том, где его построить, чтобы получить максимальный профит.

4. Активация зданий.

Механически все почти так же, как в "Гавр", за следующими исключениями. Во-первых, работников 2 или 3 (в зависимости от числа игроков и от типа играемой партии). Во-вторых, своих работников можно ставить только на свои здания. Однако, за монету можно заставить другого игрока, чтобы тот поставил своего работника на нужное тебе здание этого игрока. Так называемый "рабочий контракт". Среди работников есть один прораб, с помощью которого позволяется выполнить за один экшен сразу 2 действия: постройку здания и тут же его активацию. Однако прораб и остальные работники освобождаются для дальнейшего использования лишь в начале того раунда, когда все они стоят в зданиях. Таким образом, пользуясь чужими зданиями, можно не только поправить материальное положение конкурента, но и быстрее освободить его прораба.

5. Кормежка.

В "Гавре", как в "Агриколе" кормежка висит над игроками аки дамоклов меч. В "Оре" же кормежки как таковой нет. Она заменена теми самыми редкими периодическими фазами постройки поселений. Каждое поселение стоит некоторого количества еды и\или энергии. Каждая карта разная, есть разные цены постройки и, соответственно, разные очки. Поскольку постройка поселения обычно дает солидный прирост ПО, игрок старается набрать еды\энергии побольше, чтобы хватило на постройку богатого поселения. Но если не получилось - игрок может построить и более бедное. Или, сознательно отказавшись от этого типа получения ПО, вообще не строить поселений и не заморачиваться накоплением еды\энергии, употребив все свои силы на постройку ценных и\или полезных зданий.

Ora et Labora

Ora et Labora

6. Вариативность.

В "Гавре" вариативность достигалась тем, что здания в начале партии выкладывались в 3 столбца по-разному, что частенько "запирало" до поры до времени то одно, то другое ключевое здание. В "Оре" же все открытые здания сразу доступны для постройки, поэтому здесь вариативность достигается двумя режимами игры: "Франция" и "Ирландия". Карты зданий двусторонние - с одной стороны французский вариант, с другой - ирландский. Во французском режиме злаковая ветка развития дает хлеб, который вместе с вином "сливается" в монастыри. Виноград для вина - уникальный французский ресурс, входящий в игру не сразу, но достаточно рано. Ирландия из злака делает пиво или виски. И никаких виноградов! 🙂 Вино и виски, кстати, имеют прекрасную возможность. Можно не платить монету соседу за рабочий контракт, а сбросить (в запас!) единицу вина и вискаря. Считается, что был преподнесен презент "и немедленно выпит". В общем, два режима игры дают разные здания, а следовательно и разные ветки потенциального развития. Кроме того, есть режим быстрой игры, но он сделан несколько искусственно. Там на центральном поле нарисованы пары ресурсов, которые каждый игрок получает в каждом раунде. Естественно, это несколько сужает разнообразие подходящих веток развития.

Итак, что же получилось у Розенберга на этот раз? После провального "Mеrkator" и "таксебешного" "Лояна" многие злые языки говорили, что гений порастратил остроту мышления и теперь будет один ацтой. Не верьте! "Ora et Labora" - это изящное совмещение строительно-экономических идей "Гавра" и позициональной эквилибристики при размещении построек. При этом с почти совсем устраненным дамокловым мечом кормежки.

Мне "Гавр" с оценкой 8.8 балла нравится чуть меньше "Оры", так что... Фанфары! 9!

3 комментария Обзор «Ora et Labora».

  • BooLEan

    Спасибо, Алексей, отличный обзор! С таким баллом и последним комментарием от altа в вишлист! 🙂

  • alt

    Надеюсь, не разочарует.
    Хотя, если нравится «Гавр», то выстрел будет точно в цель! 🙂
    Сегодня попробуем Ирландию…

  • ZoRDoK

    А, ну вот теперь я понял, что это за чудоюдо такое в статистике по играм — хардкорная евро, которые у меня запустить и прописать в семью не получилось.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>