Категории

Новинки Эссена-2010. №18: “Vinhos”.

Винные регионы страны

Винные регионы страны

Витал Ласерда до проекта "Vinicola" не был известен в широких настольных кругах. Его людография включала в себя единственно одну из многочисленных карт-дополнений к "Age of Steam" с португальскими просторами. Парень, видимо, суровый гик, ибо "Vinicola" позже переименованная в "Vinhos" - очень комплексна. Проект такой сложности в качестве первой разработки - это круто. По комплексности "Виньос" можно спокойно сравнить с "Dungeon Lords", хотя по сути они, естественно, совершенно разные. Итак, тема дня - португальское виноделие. Начнем.

Описывать компоненты и подготовку к игре - занятие абсолютно неблагодарное, так что вкратце пробегусь по полям: как общему, так и персональным. Каждое персональное поле представляет собой 4 комплекса потенциальных недвижимостей игрока. Каждый комплекс - это 3 места под виноградники\винодельни и двухместный склад (он же - место под полноценный 4-местный подвал, до которого игрок может проапгрейдить склад). В каждом комплексе может быть либо два поля-виноградника и одна винодельня, либо наоборот, одно поле и две винодельни. Покупая первое виноградное поле и выкладывая соответствующий тайл на пустой комплекс, игрок как бы привязывает всю четверть персонального поля (весь комплекс недвижимости) к конкретному району Португалии и конкретному типу производимого вина. То есть в пределах одного комплекса нельзя иметь одновременно производство как красного, так и белого. Тем не менее, разрешено иметь несколько комплексов недвижимости в одном районе страны: тогда один комплекс может производить белое, а другой - красное.

Общее поле подразделяется на добрый десяток различных зон. Перечислим их и вкратце объясним их смысл существования.
1. Линейка ПО. В комментариях не нуждается.
2. Зона для тайлов винтажа. Это жетоны погоды, которые вскрываются по одному в начале каждого раунда и говорят о том, насколько лучше\хуже среднего в этом году уродится вино. Кроме того, эти тайлы определяют, в каких статьях вина этого года будут особенно хороши (это могут быть внешний вид, запах, вкус и\или крепость). Наконец, эти тайлы говорят о том, с какими винами будут работать каждый из трех присутствующих в игре менеджеров-специалистов. Одного интересует цвет, второго - любые вина, начиная с некой нижней планки качества, третьего - вина произведенные в конкретных районах страны.
3. Двойная линейка очередности. Верхняя линейка отображает текущую очередность. В фазе действий, запасовав, игрок может передвинуть свой маркер на любое пустое место нижней линейки, определив таким образом порядок своего хода на следующий круг действий.
4. Зона менеджеров и сопряженные с ними линейки бонусных областей. Игроки, отправившие вина к этим специалистам имеют возможность воспользоваться уникальными бонусными зонами, дающими различные плюшки.
5. Зона винной ярмарки. Ярмарка проходит в конце 3, 5 и 6-го годов-раундов. На каждую из ярмарок игрок может выставить одно и только одно свое вино. Здесь есть своя линейка ярмарочных очков, зоны "прокачки" вина в некоторых из 4 его черт (вкус\запах\цвет\алкоголь).
6. Банковская зона. Здесь каждый игрок имеет по два маркера. Один указывает на текущую сумму на счете, второй - на позицию на линейке инвестиций, от которой напрямую зависит ежегодный доход или расход в виде бонусов или штрафов к содержимому банковского счета.
7. Зона хранения компонентов игры: миплов-энологистов (ферментологов), тайлов виноделен и подвалов, плашек винных экспертов.
8. Зона линеек внутренних продаж. Тут две линейки: продаж белого и красного. Продав вина, игроки могут получить деньги на счет.
9. Зона экспорта. Таблица-матрица 4x4. В каждую ячейку можно экспортировать вино, качеством не ниже указанного в ячейке. За каждый экспорт игрок получает мгновенные ПО, зависящие от строки ячейки. В конце игры игроки-лидеры по экспорту в каждом отдельном взятом столбце получают еще и бонусные очки.
10. Зона районов Португалии. Отсюда раскупаются жетоны виноградников. Здесь же определяются специальные черты каждого конкретного района. Здесь же "живут" кубики-маркеры известности района, которые приходят в район действиями игроков и тратятся ими же в целях поднятия ценности вина за счет известности района производства.
11. Центральная зона поля - зона действий и одновременно счетчик раундов и фаз. Тут движется фишка, отмечая раунд и текущую фазу. Тут движутся фишки игроков, отмечая выполняемое действие. Внешне эта зона - это матрица 3x3, где центральная клетка привязана к пасованию, а остальные - к различным действиям.

Персональное поле

Персональное поле

Игра длится 6 раундов-лет, каждый из которых разбит на 4 обязательные фазы. После 4 фазы на третий, пятый и шестой год происходит еще и винная ярмарка. Первая фаза раунда - подготовка к году. Здесь вскрывается следующий жетон погоды и, согласно ему, продвигаются вперед маркеры некоторых черт вин по своим линейкам. Это 4 линейки, расположенные в ярмарочной зоне поля.

Главная фаза игры - вторая. Фаза действий. Здесь каждый игрок в порядке очередности выполняет максимум 2 действия. Общая система такова. Игрок передвигает фишку на квадрат с действием, которое он желает выполнить. При этом, если эта клетка не соседняя его предыдущему местонахождению, то придется заплатить 1000 наличными в банк. Более того, придется заплатить по 1000 нала каждому игроку, чья фишка стоит на том же действии и 1000 нала в банк, если счетчик раунда\фазы тоже находится в этом квадрате. На своем ходу игрок обязан двигать свою фишку, иными словами он не может выполнять одно и то же действие подряд два раза. Центральный квадрат пасования при этом всегда бесплатен, соседствует со всеми остальными и там можно оставаться. Запасовав, игрок тут же выбирает себе место на второй линейке очередности. Когда первые действия игроков будут закончены, первая линейка очередности будет перенастроена на новый порядок ходов и начнется процесс выполнения вторых действий раунда. И снова в конце этого процесса перенастраивается очередность.

Какие же действия может выполнять игрок? Это покупка виноградников, покупка виноделен, найм энологистов, постройка подвала, продажа вина в локальную сеть, экспорт, банковские операции и найм экспертов, улучшающих качества ярмарочного вина или дающих различные единовременные бонусы.

Третья фаза - вспомогательная. Здесь игроки отмечают новое состояние своего банковского счета исходя из состояния линейки инвестиций и выплачивают зарплату нанятым энологистам (опять же, с банковского счета).

Четвертая фаза - производство. Здесь игроки могут перераспределить энологистов между винодельнями своих комплексов недвижимости. Потом вино, находящееся на складах или в подвалах стареет (жетон вина смещается вправо), а на крайние левые позиции комплексов с хотя бы одним виноградником выходят новые жетоны с определенным качеством (цифрой на жетоне) и соответствующего винограднику(ам) цвета. Качество вина при производстве складывается из количества виноградников в комплексе, количества виноделен, присутствия энологистов в винодельнях, модификатора погоды на год. Окончательная же ценность вина - это его производственное качество плюс бонусы за старение и опциональные бонусы за известность района производства.

Пятая фаза 3, 5 и 6-го раундов - ярмарка. В фазе действий в момент пасования, игрок может представить на ближайшую ярмарку одно свое вино, если он еще этого не сделал. Те, кто не сделал этого до момента начала ярмарки, делают это сейчас. Однако, обычно, представлять вино в самый последний момент - не есть хорошо. Много вкусных бонусов может уплыть другим. Как конкретно проходит ярмарка я не буду описывать, ибо долго. Скажу лишь, что нужно стараться представить на ярмарку свое лучшее в плане ценности вино и с помощью собранных в течении игры плашек винных экспертов продвинуть позиции тех черт вин, в которых выставленное вами вино наиболее развито. Окончательные позиции линеек черт влияют на продвижение на шкале ярмарочных очков. По результатам на этой шкале, за первое, второе и третье место, игроки получают ПО по специальной таблице. Здесь нужно сказать, что игроку необходимо избрать правильную тактику. Если, скажем, видно, что за какими-то игроками на шкале ярмарки уже точно не угнаться, то тратить ценные действия на прокачку ярмарки совершенно бессмысленно и нужно переключаться на другие источники дохода ПО. Например, на банковский счет и экспорты.

Итак, вкратце. Игроки развивают свои инфраструктуры, покупая виноградники, винодельни, нанимая энологистов и экспертов, строя подвалы. Все это делается для того, чтобы получать более качественные вина в возможно большем количестве. Произведенные и состаренные вина могут быть экспортированы за ПО, выставлены на ярмарку или проданы в локальную сеть для поправления баланса на банковском счету. В конце игры остаток на счете также переведется в ПО. Взаимодействия игроков достаточно как в моменты выполнения действий, так и на линейках ярмарки, продаж и на матрице экспорта. Правила написаны четко и логично, чтение вслух 16-страничного документа делает процесс игры понятным для всех внимательных игроков.

Скромный сетап на двоих

Скромный сетап на двоих

Существуют некоторые логические нестыковки из которых можно сделать вывод о том, что сии нестыковки были допущены исключительно чтобы усложнить игру, увеличив ее комплексность. Наиболее явный и вопиющий косяк следующий: зарплата энологистам и инвестиционные штрафы выплачиваются с банковского счета, тогда как покупка виноградников\виноделен происходит с помощью наличных! Обналичить часть денег можно только выполняя действие банковских операций. Если учесть, что за партию игрок делает максимум 12 действий, то даже один "лишний" поход в банк - это очень много!

По визуальному ряду поле "Vinhos" напоминает мне почему-то "Vasco da Gama". Много зон и много циферок. По сути же "Vinhos" - сложная евростратегия на развитие со временем партии порядка 3 часов на четверых. Многие не хотят знакомиться с этой игрой, мотивируя это тем, что она искусственно усложнена. Что ж, это так, но играется она тем не менее очень хорошо, а подобному написанию правил нужно учить добрую половину мировой тусовки разработчиков. 8 баллов.

10 комментариев Новинки Эссена-2010. №18: “Vinhos”.

  • Gennady

    Обзор — моща!:)) Молодец, что написал!:) Спасибо! И игра отличная! Правда, когда теперь засядем за нее снова?:))

  • Отличный обзор. Игра действительно выглядит массивно, но что-то многие на нее бочку катят (видимо не разобравшись до конца во всех перипетиях игрового процесса).
    С удовольствием бы поиграл, но вот покупать — это вряд-ли.

  • Очень хотел бы попробовать, и тематика интересная. Гиковская игра, только для нее я вряд ли себе найду компанию:)

  • yETI

    «за партию игрок делает максимум 12 действий»
    На самом деле больше, ведь есть менеджеры — именно грамотный абьюз оных и приносит победу в большинстве игр.
    А в целом, Vinhos прекрасен.

  • alt

    Согласен.

  • это хардкор!

  • ZoRDoK

    Ну наконец-то ты обзор опубликовал =) я уж думал всё, блог забыт.

    А я не выдержал и заказал себе её недавно. Через пару недель уже буду играть.

  • alt

    Да я болел просто. Что-то этой зимой часто болею. А с температурой, кашлем и прочими прелестями за компом даже просто сидеть ломает, не то что писать…

  • st8ic

    Вот вроде и хочется купить Vinhos, но как подумаешь, сколько каждому новому игроку прийдется объяснять правила, то сразу грустнеешь и убераешь игру из корзины. Да что простые смертные? Сам Витал Ласерда свой гиклист по обучению игре новичков забросил: http://www.boardgamegeek.com/geeklist/60944/vinhos-how-to-teach-list 😀

  • alt

    Свежи в памяти моей правила например 51st state. Точнее не столько сами правила, сколько общее впечатление от их написания. Поверьте, в правилах 51st state мы разбирались дольше, чем в правилах Vinhos. Потому что если их писать хорошо и правильно, то гиковская игра покажется даже проще, чем более простая, но с буклетом, написанный задней левой ногой.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>