Категории

Новинки Эссена-2010. №14: “Asara”.

Asara

Asara

Устоявшийся дуэт Кислинга и Крамера, по мнению одного отошедшего от дел французского дизайнера, выдал в 2010-ом свою лучшую работу. Чего не скажешь о последних работах самого отошедшего от дел французского дизайнера. 🙂 Называется эта лучшая работа - "Asara: Land der 1000 turme" (то есть "Земля тысячи башен") и на данный момент издается только на немецком языке. К счастью, сама игра языконезависима, а посему была завезена недавно на наши просторы уважаемым Игроведом.

Небольшой минус был в том, что лист с описанием состава коробки и подготовки к партии был выполнен отдельно от свода правил и отсутствовал на просторах интернета в виде материала на каком-нибудь более понятном мне языке, чем немецкий. Английский вариант правил был прочитан быстро, а вот чтобы понять, как проходит сетап, пришлось вооружиться машинными переводчиками с немецкого. Несколько позже ZoRDoK выложил у себя на сайте полный перевод как подготовки, так и правил, но я к тому времени уже успел поиграть в эту замечательную игру. На всякий случай выкладываю свой перевод подготовки к игре. Если вдруг кто-то оказался в том же положении, что и я месяц назад, эта страничка поможет.

Общая цель игры довольно сильно перекликается с... "Pocket Rockets". Задача игроков: построить разноцветные башни, побольше и повыше. Как и ракеты в "Pocket Rockets", башни состоят из основания (сопел), нескольких этажей (фюзеляжа) и шпиля (носа). Только этажи башен бывают двух видов: низкие и высокие (с окном). В результате, две равноэтажные башни все равно могут различаться по высоте. Части башен бывают 5 разных цветов, и, естественно, собирать башню можно только из частей одного цвета.

Игра длится 4 года-раунда. В начале каждого раунда на поле, в 4 рынка, выходят из стопок жетонов случайные наборы доступных для покупки шпилей, оснований, малых и больших этажей. У каждого игрока есть случайная рука разномастных карт покупателей. В игре имеет значение лишь цвет карты, изображение на ней не несет никакой смысловой нагрузки. Игроки делают ходы по часовой стрелке. В свой ход игрок должен выложить карту на поле и, затем, выполнить действие(я) в зависимости от конкретной зоны, куда он положил карту.

Asara

Asara

Правила выкладывания покупателя следующие. Если в конкретной зоне поля еще нет карт покупателей, то игрок может выложить любую. Если там есть карта(ы), то игрок должен выложить карту той же масти\цвета. Если же он не хочет или не может выложить карту в масть, то должен положить две любые карты стопкой рубашкой вверх. Естественно, в последнем случае он, возможно, уменьшает количество действий, доступных ему до конца раунда, так как карты в руку просто так не добираются. Карты должны выкладываться только на пустые места под карты. И если все эти места на каком-либо рынке или в другой зоне поля заняты, то больше играть туда покупателей и, следовательно, выполнять действия, нельзя.

Выложив покупателя, игрок выполняет действие зоны, куда он его положил. Если это один из 4 рынков, то игрок может купить один жетон части башни из числа доступных для покупки на этом рынке. Цена зависит от цвета жетона: коричневые - самые дешевые - стоят 3 монеты, а белые - самые дорогие - 8. Купленный жетон кладется за ширму игрока.

Если карта покупателя легла в центр поля, на розу постройки, то там, заплатив деньги, игрок может использовать запчасти из-за ширмы для постройки башен. В этой зоне 7 мест, каждое стоит от 1 до 7 монет. Заняв место, игрок выплачивает деньги и имеет право использовать для постройки количество частей, не превышающее порядкового номера места (от 1 до 7). В отличие от "Pocket Rockets", здесь можно "надставлять" башни, втыкая этажи в середину между основанием и шпилем. Также может существовать конструкция вообще без этажей, где после основания сразу идет шпиль. На момент окончания строительства игрок не может иметь недостроенные башни (то есть те, где нет шпиля). После постройки игрок получает ПО в количестве, равном количеству использованных при постройке частей.

Обычно тут все просто: 4 монеты заплатил, 4 жетона из-за ширмы построил в башни, 4 ПО получил. Однако есть нюанс, когда на нужном месте розы уже лежит какая-то карта покупателя. Приходится занимать следующее место и платить на монету (а то и на две) больше, чем количество сегментов, что будут построены.

В зоне банка 4 места, из них одно специальное. Обычные места тупо дают выложившему на них карту покупателя игроку 12, 10 или 8 монет. Специальное место дает только 5 монет, но это единственное место в игре, куда можно кидать карты, даже если оно уже занято. Соблюдать масть на спецместе тоже не надо. Фактически - это слив ненужных карт за небольшую монету.

Зона дома шпионов содержит всего 2 места: одно стоит 3 монеты, другое - 5. Выложив сюда карту и потратив монеты, игрок может взять любую стопку жетонов частей башен и выбрать оттуда нужную. Остальное перемешивается, выбранная предъявляется другим игрокам. Игрок платит за нее, как будто купил с рынка и прячет к себе за ширму.

Еще есть место первого игрока. Кто положил туда карту покупателя становится первым в следующем раунде и получает жетон расположения халифа. Этот жетон первого игрока несет в себе некоторый бонус, о котором ниже.

Год\раунд заканчивается, когда все руки игроков полностью освободились от карт. Начинается оценка результатов года. Каждая башня - 1ПО, каждая часть башни с золотой декорацией - 1ПО, жетон расположения халифа - 1ПО. Части с золотыми декорациями выходят из стопок на рынки случайно, стоят при покупке столько же. Так что за ними всегда идет серьезная охота.

При подготовке к следующему раунду\году все карты покупателей снимаются с поля, колода перемешивается, новые руки сдаются игрокам. На пустые места для товаров на рынках выходят новые части башен из стопок. Каждому игроку выплачивается по 20 монет из банка.

После оценки результатов четвертого года сразу начинается финальный подсчет.  Отдельно для каждого цвета определяется самая высокая башня и почти самая высокая. 🙂 Хозяева этих башен получают конкретные очки, расписанные в правилах. Также накидываются бонусные очки игроку с максимальным общим количеством башен и его "преследователю" и обладателю самой-самой высокой башни среди всех башен и его "преследователю". Накидывается по 1ПО за 10 монет наличности. Набравший максимум побеждает.

В "профессиональной" версии к игре добавляется еще 2 зоны для выкладывания карт покупателей. Одна позволяет за монеты пополнить руку парой карт (тратишь одну, платишь, берешь две). Вторая зона позволяет за деньги добирать за ширму новый тип частей башен - сияющие окна. Эти этажи строятся поверх уже существующих этажей с обычными окнами и приносят при промежуточных подсчетах по 1ПО. То есть, фактически, превращают этаж в золотой. При финальном подсчете сияющие окна дают башне выиграть первое или второе место в случае равенства.

Asara

Asara

Игра получилась очень живая, простая, но в меру глубокая, красивая, хотя и несколько цветастая. Восьмигранное составное поле требует широкого стола. Геймплей, казалось бы, несложен, но заставляет задуматься над оптимальной тратой карт из руки. Механика соблюдения мастей ограничивает возможности игрока как раз в той мере, чтобы мозги начали шевелиться. Часто выгодно задать масть в какой-либо зоне, постаравшись сыграть туда карту первому и посему ценность жетона первого игрока реально ощущается. Влияние игроков друг на друга, естественно, косвенное, но ощутимое. Противник может задать не ту масть, купить перед носом нужную часть башни с рынка, занять на центральной розе постройки место с нужным числом... В общем, мешают. Однако, выход из ситуации в большинстве случаев есть, просто приходится платить за него лишними деньгами или картами.

Вся статья прошла под флагом сравнения "Asara" с "Pocket Rockets". Спешу сказать, что это касается только общего смысла возведения игроками разного рода фаллических объектов. 🙂 В остальном игры совершенно разной весовой категории. Если PR - это рандомный филлер на очках действия, то Asara - семейная малорандомная игра средней сложности. 7.5 баллов. На этот раз я согласен с Файдутти.

12 комментариев Новинки Эссена-2010. №14: “Asara”.

  • Рекомендуешь игру для семейного круга? Игра логически понятна, нет никаких хитровышмораных элементов механики?

  • alt

    Рекомендую.

  • ZoRDoK

    А я буду писать негативный обзор =) И даже продавать её. Всё-таки правы западные обозреватели, это забалансированная семейная игра, где есть проигравшие, но нет победителей.

  • Ну так кто победит в битве ZoRDoK vs. alt
    Стоит ли брать игру ради игрового процесса или в ней нет ничего интересного кроме красочного оформления? Вроде красиво и не дорого с другой стороны механика не содержит каких-либо интересных решений.

  • paulz12

    голосуя за Innovation, даже и не знал, насколько ошибался.
    p.s. а «ракеты» мы любим!
    отличный обзор.

  • ZoRDoK

    Не вижу повода для битвы. =) Я думаю, что Альт через какое-то время придёт к похожему мнению. Или я. В любом случае, на Асаре пока рано ставить крест, но можно поставить крестик.

  • alt

    Что игра семейная я полностью согласен. А насчет забалансированности… Я не воспринимаю это, как негативную черту в играх. Куба, ИМХО, более забалансирована, чем Асара, но мне она тоже нравится.

    Вообще, странные люди — индейцы настольщики. Мало баланса — плохо, много — тоже плохо. Истина — где-то посередине? 🙂

  • ZoRDoK

    Под забалансированностью я имею в виду такой эффект, когда в игре нельзя вырваться или проиграть, если каждый игрок делает делает более-менее эффективный ход. (Грубо говоря, если в Доминионе в первые два хода покупать на 4 и 3, а не сдурить и купить на 4 перл дайвера за 2, а на 3 ничего не купить).

  • alt

    Хмм… Мне кажется, что это как раз хорошо. Иными словами, если ты делаешь эффективные ходы и при этом кто-то другой отрывается вперед, то что это как не рандом? Точнее, либо рандом, либо частота подрезания со стороны других.
    Конечно, эффективность бывает разная, но смысл, я думаю, я передал.
    Выходит, что большинство евро тогда забалансированы, ибо за просто так в безрандомке или низкорандомке никто никогда не отрывается намного при общей гиковской эффективности ходов.

  • Вообще alt прав — настольщик нынче привередливый пошел.

  • dima3103

    Спасибо за обзор, очень интересно. PR нам нравятся, да и хорошие семейные игры нужны. =)

  • Опробовал игру, у себя в блоге написал немного про нее.

    В итоге, Альт — ты прав на все 200%, что рекомендовал ее мне. Все сыгравшие в большом восторге. Достойна быть в коллекции.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>