Категории

Новинки Эссена-2010. №11: “First Train to Nuremberg”.

FTtN

FTtN

И снова Мартин Уоллас. И снова железнодорожные перевозки. И опять это не новая игра, а чуть-чуть доработанный прошлогодний "Last Train to Wensleydale". Так что, кто играл в LTtW могут дальше не читать. Я не играл, поэтому сравнивать не с чем, но судя по буклету правил мало что в игре изменилось.

Есть карта с ландшафтом, разбитым на районы неправильной формы. Район может быть низиной, холмом или полем. Холмы - это просто слепые пятна карты: через них нельзя строить ж\д. На полях тоже нельзя строить дороги, но на них растет ячмень (серые кубики), который можно перевозить по ж\д с любой соседней полю станции. Низины - это единственный тип ландшафта по которому ездят поезда. Низины могут быть пустой территорией или территорией с ж\д станцией или городом или с почтовым отделением, откуда игроки везут почту (желтые кубики). Дороги строятся с помощью узких длинных палочек квадратного сечения. Палочка кладется, пересекая границу меж двумя соседними районами карты и - вуаля! - часть дороги построена. Выкладывание каждой такой части дороги оплачивается кубиками инвестиций. Обычно часть дороги стоит 1 кубик. Или 2, если вдоль границы между соединяемыми районами течет река.

Помимо основного поля есть два дополнительных. На одном отмечаются очередности хода (их тут 3), экономическое состояние игроков, влияние игроков (4 линейки). На другом нарисованы разные поезда, они разбиты на 3 группы: дешевые, средние и дорогие. Для каждого поезда указан его максимумы при перевозке пассажиров и груза.

Аукционные зоны, счетчик раундов, линейки влияния, линейки очередностей, колесо доходов

Аукционные зоны, счетчик раундов, линейки влияния, линейки очередностей, колесо доходов

Игра длится 4-5 раундов в зависимости от количества игроков и каждый из них разбит на 10 фаз. Я не буду расписывать каждую подробно, а пройдусь по процессу менее конкретно, чем обычно. В начале раунда игроки берут себе из НЗ 12 кубиков инвестиций своего цвета. С помощью их они будут торговаться за влияние и строить ж\д. Из мешка на малое поле на отведенные места вытаскиваются  таблетки влияния. Они бывают 4 цветов: белые, коричневые, красные и зеленые. Зачем они нужны, вы прочитаете ниже. Отведенных мест 6 или 8 (по 2 на игрока). На каждом из них в результате получается по 3-4 влияния, большая часть из них нарисована прямо на поле, остальные вытащены в виде таблеток из мешка. Игроки в очередности хода делают ставки, выкладывая несколько своих кубиков инвестиций на конкретное место. Если кого-то перебили, его кубики возвращаются к нему. Это длится, пока каждый игрок не будет иметь две текущие ставки, то есть не будет претендовать на влияние с двух из 6(8) мест.

Теперь, в порядке с первого по 6(8), места приносят игрокам влияние, согласно имеющимся на них совокупностям цветов. Возрастающее влияние отмечается на линейках влияния, коих также четыре (белая, коричневая, красная и зеленая). Отметив изменения влияний на линейках, игроки формируют новые порядки очереди хода для фаз постройки ж\д и перевозки. Очередность хода по постройке ж\д формируется исходя из линейки белого влияния, а очередность при аренде поездов и перевозке товаров\пассажиров формируется исходя из коричневой линейки.

Теперь игроки в порядке белой очереди строят сегменты дорог. В раунд можно построить только один сегмент дороги без развилок, который должен начинаться от любой ранее существующей части ж\д игрока или от красного или зеленого города. Построенный сегмент может состоять из любого количества палочек-частей. Главное, чтобы игрок смог заплатить за выстроенное оставшимися после аукциона кубиками. Если кубиков не хватает, остатки стоимости можно заплатить, теряя влияние на линейках. Если точка с которой начинается (или заканчивается) построенный сегмент принадлежит красной и\или зеленой ж\д-компаниям, игрок должен заплатить единицу влияния соответствующего цвета (цветов), чтобы построится. Изначально на карте только города принадлежат этим компаниям, однако позже зеленым и красным начнут принадлежать и станции.

Настала пора перевозок. Игроки в порядке коричневой очереди делают по одному действию, пока все не спасуют. Действие - это либо арендовать поезд, либо погрузить на него единицу ресурса или одного пассажира. Поезд арендуется за трату коричневых единиц влияния на соответствующей линейке. У игрока может быть максимум 3 поезда, по одному из каждой группы стоимости. Погрузка ячменя происходит с полей, где есть ячмень, если ваша ж\д доползла до любой нейтральной станции, соседней с полем. Нейтральной - то есть ни зеленой, ни красной. Для погрузки кубика почты достаточно, чтобы в район с кубиком входила ваша ж\д. Пассажиры на станциях бывают красные и зеленые. Красные хотят ехать в красный город или станцию, а зеленые - в зеленый. Принимая на борт пассажира со станции, куда дотянулась ваша ж\д, вы должны показать, что вы в состоянии доставить пассажира до любой подходящей ему точки назначения.

Игроки получают очки за перевозку из расчета 1ПО за кубик или фишку пассажира. Игроки получают доход в размере по 1 фунту за пассажира и почту, по 2 фунта за ячмень. Из этого дохода вычитается по фунту за каждый кусок ж\д игрока на поле. Если результат положительный, игрок движется по колесу доходов\расходов вперед, но не дальше последнего деления в 5 фунтов. Если отрицательный - то назад, но не дальше последнего деления в -13 фунтов. Где-то на БГГ промелькнула информация, что правила врут и на самом деле за ячмень нужно давать 2ПО и 1 фунт, а не наоборот. Отметив материальное состояние на колесе, игроки перераспределяют основной трек очередности хода согласно позициям на колесе.

Настала пора отдавать свой ж\д сегмент красной или зеленой компании. Отдать можно сегмент без развилок, одним своим концом упирающийся в город или станцию соответствующей компании, а другим - в какую-нибудь другую станцию. Палочки из которых состоит сегмент, заменяются на палочки красного или зеленого цвета. Нейтральная станция, до которой дотянулась красная или зеленая ж\д перестает быть нейтральной. Мало того, что приходится отдавать свои сегменты за бесплатно, приходится еще и терять по очку зеленого или красного влияния на каждые две замененные на поле палочки. Зачем вообще это делать? А затем, чтоб не схлопотать жирный минус в деньгах, когда в следующем ходу будем получать ПО и фунты. Чем меньше у вас дорог на поле, и чем больше вы перевезете товаров\пассажиров, тем больше будет доход.

В конце раунда очищается поле поездов. Кубики товаров и фишки пассажиров с этого поля, игроки кладут перед собой. С малого поля снимаются таблетки влияния с аукционных мест, кубики с них же возвращаются в НЗ игроков и игра продолжается снова с первой фазы.

В конце игры к набранным ПО прибавляется по 2 ПО за каждый полный сет перевезенных ценностей (ячмень, почта, красный пассажир, зеленый пассажир). Прибавляется значение на колесе дохода. Если оно отрицательное, то вычитается. Наконец, вычитается по 1ПО за каждую палочку ж\д игрока, оставшуюся на поле.

Общий план безобразия

Общий план безобразия

Игра оставила непонятное впечатление. Комплексность уолассовского подхода видна за километр, но логические нестыковки переводят игру в полуабстракцию. Например, почему для перевозки товара достаточно погрузить его? Игре совершенно неважно, куда вы сможете его довезти. Почему при дарении ж\д сегментов большим красному и зеленому братьям, они не только ничего не дают взамен, но и забирают у вас часть влияния? Почему основное и второстепенные поля такие маленькие? Они были бы нормального размера для многих других проектов, но эта игра в этом размере становится очень неудобной. Приходится демонстрировать ловкость пальцев без всякого мошенства как при постройке дорог, так и при начислении влияния после аукциона. И главное. Нет представления о том, зачем происходит все это игровое действо. 5 баллов игре, и это не низкая оценка. Она истинно нейтральна. Ибо "average game, slightly boring, take it or leave it" - это о ней.

3 комментария Новинки Эссена-2010. №11: “First Train to Nuremberg”.

  • ZoRDoK

    Поле меня манит своей детской пасторальностью. Но окончание обзора отбило охоту брать игру. Когда же наконец-то выпустят максимально упрощённый настольный transport tycoon? Всё, что я читал о текущих играх про поезда меня не впечатлило. Либо не логично, либо примитивно.

  • Выглядит не интересно. Как и ожидалось.

  • zordok а что реилроад тайкун тяжел?

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>