Категории

Новинки Эссена-2010. №9: “Jerusalem”.

Jerusalem

Jerusalem

"Иерусалим" - игра на чистый area control. Суть в том, что игрок, имеющий с помощью своих людей-кубиков численное превосходство в конкретной зоне, получает с этой зоны некую комбинацию, состоящую из очков престижа, монет, людей-кубиков. Первые нужны для постройки башни - мерила лидерства в игре. Кто будет обладать к концу партии более высокой башней, тот и победит. На поле изображены 6 областей, куда можно выставлять свои кубики, 5 из них при этом разделены на 3 зоны: большую и 2 маленькие. Большие зоны дают больше полезняшек.

Перед началом игры каждый игрок получает фишку барона своего цвета и деньги суммой в 12 монет, которые прячет за ширмой. На календарь (счетчик раундов) игрового поля, состоящий из 5 пунктов выкладываются втемную 3 случайных карты события из 4 возможных: на второй, третий и четвертый пункты. 4 карты офисов выкладываются в открытую рядом с полем, а стопка карт действий перемешивается и формирует закрытую колоду. Можно начинать.

Карта офиса №3.

Карта офиса №3.

Игра идет 5 раундов, в каждом раунде - 4 фазы. В первой фазе происходит аукцион за карты офисов. Из колоды берется столько карт действий, сколько игроков в игре. Эти карты выкладываются в закрытую рядом с картами офисов. Первый игрок заявляет, на какую из карт офисов он ставит и делает открытую ставку (можно нулевую). Первым игроком является лидер по высоте башни (или по очкам престижа, если башни одинаковые). В первом раунде первым становится самый высокий из игроков. Остальные по часовой могут либо повысить, либо спасовать. Блефовать нельзя. Победитель аукциона получает карту и сбрасывает в банк ставку. Остальные забирают ставки назад к себе за ширму и следующий лот из оставшихся провозглашается ближайшим игроком слева от победителя, который еще не разжился картой офиса. Игрок, проигравший 3 аукциона подряд, заберет последнюю карту бесплатно.

Карты офисов идут с номерами, отображающими новую очередность хода.
1. Дает 7 кубиков. Позволяет ставить на поле барона с меньшим сопровождением, чем обычно. Для большой зоны достаточно 2 кубиков сопровождения, а для малой - одного. Без бонуса карты поставить барона в зону можно только одновременно с минимум тремя кубиками игрока.
2. Дает 6 кубиков. Позволяет докупить пару лишних наемных кубиков с хорошей скидкой. Первый покупаемый наемник стоит 1 монету, второй - 2. Без бонуса карты каждый наемник стоит по 3 монеты.
3. Дает 5 кубиков. Позволяет передвинуть до 2 своих кубиков из одной зоны в другую или взять монету из банка. При передвижении ни одна из этих двух зон не должна быть заблокирована бароном.
4. Дает 4 кубика. +1 монета из банка.

Теперь игрок, заполучивший себе карту №1 берет отложенные из колоды карты действий и выбирает себе одну из них, передавая оставшееся игроку с картой офиса №2 и так далее. Игроку с офисом №4 выбирать уже не из чего.

Во второй фазе игроки, согласно новой очередности хода, выставляют свои кубики в зоны поля. Когда настает ход игрока, он набирает себе за ширму кубики из запаса в количестве, что дает ему его карта офиса. После этого он может расставлять кубики  из-за ширмы (как те, что только что взяты, так и те, что возможно лежали там с предыдущих раундов). Когда игрок заявляет, что он сделал все, что хотел, ходит следующий. Выставляя кубики, нужно стараться добиться безусловного численного превосходства в игровой зоне, чтобы получить с нее профит. Если у нескольких игроков будет одинаковое количество кубиков в какой-либо зоне, то контроль за нею будет принадлежать тому из них, у кого карта офиса с меньшим номером.

В эту фазу можно также выставлять в какую-либо зону своего барона вместе с 3 кубиками сопровождения (или меньшим их количеством, если вы владеете первым офисом). Выставленный барон блокирует зону: в течении раунда никто не может ни выставить сюда кубики, ни переместить их, ни снять. Лидеру (по башне или по очкам престижа, если башни равны) запрещено ставить барона в большую зону области Королевского Дворца (она дает целых 4 очка престижа).  В этой фазе можно покупать кубики (3 монеты за кубик из запаса или дешевле, если владеете офисом №2). Можно так же продавать кубики: снять 3 кубика с поля в запас (не за ширму!) и взять монету.

Наконец, именно в этой фазе можно играть из руки карты действий. Сыгранные карты уходят в сброс и немедленно дают свои бонусы игроку (кубики, монеты, очки престижа, возможность перемещения кубиков из зоны в зону и т.д.).

В третьей фазе игроки собирают профит с зон. Делается это в 4 этапа. Сначала определяется лидер в Башне Давида - это та область, что не делится на большую и 2 малые, а представляет собой одну большую зону. Победитель в этой зоне получает монету и может передвинуть один свой кубик из этой зоны в любую другую, не закрытую бароном. Это сильное действие, ибо последнее в раунде, сопряженное с изменением ситуации на поле.

Потом определяются лидеры в трех конкретных областях, которые предлагают конкретные бонусы. При определении лидерства суммируются кубики игрока, расположенные во всех трех зонах области. Область Патриарха позволяет лидеру купить в руку карту действия за кубик из-за ширмы. Область Рынка - купить до 4 очков престижа по 2 монеты за каждое. Область Знати позволяет украсть по одному очку престижа у каждого противника.

Настала пора получать бонусы с каждой зоны. Игроки вычисляют лидера для каждой конкретной зоны и лидер получает с зоны профит: деньги и кубики берутся из банка за ширму, а полученные очки престижа отмечаются на линейке престижа.

Наконец игроки по очереди, в порядке возрастания номеров карт офисов, начинают тратить очки престижа для возведения своих башен. Строить новые этажи игроки обязаны, пока могут это делать. Цена этажа - n+1 очков престижа, где n - порядковый номер этажа. То есть, 3 этаж башни стоит 4 очка. Если возводимый этаж еще никто до вас не возводил, то его цена увеличится еще на 1 очко. В последнем, пятом раунде, прежде, чем начать возведение, игроки получают бонусы за оставшиеся за ширмой кубики и монеты. Лидер по кубикам получает 3 очка, лидер по монетам - тоже 3 очка. И каждый, у кого осталась хотя бы одна карта действия в руке - по 1 очку.

В последней фазе разыгрываются карты событий. Вообще закрытая карта события открывается как только фишка счетчика раунда пришла на это место. То есть грядущее событие известно игрокам с начала раунда, а наступит оно только в конце раунда. Однако это не спасает. 🙂 Карта (если она есть) выполняется, игроки возвращают на стол карты офисов и начинается следующий раунд. События довольно серьезно влияют на ситуацию на поле. Например, есть событие, которое заставляет сбросить все кубики с региона Королевского дворца. Игрокам разрешается лишь переложить максимум два своих кубика из этих зон в зону, где у игрока находится барон.

Jerusalem

Jerusalem

По окончании игры сравниваются высоты башен игроков. Выявляется победитель. Если лидеров несколько, побеждает тот из них, у кого на линейке очков престижа осталось больше. Если и там поровну, то выиграет тот, у кого в последнем раунде был офис с меньшим номером.

Игру сравнивают с классикой этого поджанра: с "El Grande". В принципе, общее ощущение от геймплея сравнимо. Однако, в "Иерусалиме" нету башни, ситуация видна при взгляде на поле вполне однозначно и это мне нравится. Противостояние получается очень острое и нешуточное, обязательно сформируются альянсы, работающие против лидера(ов). Художественное оформление очень красиво, хотя и несколько цветасто. Твердые 7 баллов и... пока я писал этот обзор, у меня появилось желание сыграть в "Иерусалим" прямо сейчас. Мечты... 🙂

4 комментария Новинки Эссена-2010. №9: “Jerusalem”.

  • Сначала игра привлекла внимание свои артом, особенно карт, потому как поле какое-то аляповатое. Но посмотрел геймплей и возникло ощущение что в игре нет вообще никаких интересных и изящных решений. Похоже так оно и есть. Зачем делать такие игры не понятно…

  • ZoRDoK

    Мне почему-то тоже кажется, что игра абсолютно никакая. Помню, за ней Саша следил (Oranged), но потом резко перестал. Поле ужасно цветастое, просто отвратительно выглядит вместе с фишками и кубиками. А механика — ну что, обычная механика для евроигры, ничего особенного, одна из многих и многих.

  • rusa

    2ZoRDoK Зачем тебе вообще играть в игры? Читай обзоры, смотри рейтинги, все равно лучше «Кубы» навряд-ли что-то появится в ближайшее десятилетие.

  • ZoRDoK

    2rusa

    Умник нашёлся.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>