Категории

Новинки Эссена-2010. №3: “Constantinopolis”.

Constantinopolis

Constantinopolis

Строго говоря, "Константинополь" - это не совсем новинка. FFG выбросили эту игру на прилавки за месяц до выставки. Вообще игра является ярким примером "перегоревшего" долгостроя, когда все кто ждал игру еще к выставке 2008 года устали ждать и фактический выход игры был встречен уже не столько овациями, сколько удивленно-нейтральным "Тяжелая евра от ФФГ?! Докатились..."

Да, что-то не слышно криков и воплей на всю бггшную ивановскую, что вот де, еще одна хитовая вещь. Мрачные еврогики молча раскладывают игру на столах, не спеша говорить общественности, что создал Джанкарло Фиоретти "Константинополь" и увидело ФФГ, что это хорошо... А оно действительно совсем неплохо. Взглянем же на поле, которое выполняет здесь сугубо утилитарную функцию. Линейка ПО, линейка производственных мощностей, аукционная зона очередности хода... Остальное место на поле отведено для хранения  на нем квадратных плашек зданий, карт кораблей и карточек текущего и будущего рынка. В принципе, можно было бы обойтись и без поля.

Персональные поля игроков сделаны не из картона, а из бумаги - напечатать такое самому проще простого. На персональных полях расположены: клетчатая матрица для квадратных плашек зданий, отдельное место для монет, склад для кубиков ресурсов, место для торговых точек игрока и линейка морских перевозок.

Аукцион на линейке очередности.

Аукцион на линейке очередности.

В начале игры на поле на строго отведенные места стопками выкладываются плашки зданий (при игре вчетвером в игру входит максимум по 2 одинаковых здания, а при игре впятером выкладываются все плашки, что есть в комплекте, так что некоторых зданий в игре будет уже по три). Здания бывают нескольких типов. Красные - производственные здания - каждый ход дают игроку один или два кубика-ресурса каких-нибудь цветов. Эти здания разделяются на 4 уровня сложности (A, B, C, D). Построить красное здание, не имея хотя бы одного здания предыдущего уровня нельзя. В начале игры у каждого игрока есть красное здание сложности A, вырабатывающее 2 зеленых ресурса. Уровни сложности вообще выполнены в порядке возрастания ценности ресурсов: в группе А находятся здания, дающие самые дешевые ресурсы игры - зеленые и синие. В группе B - больше синих и красные, в группе C появляются здания, дающие черные ресурсы. Ну и самый редкий - желтый ресурс - можно получать лишь со зданий группы D. Цена красных зданий растет с уровнем сложности постройки. Желтые - коммерческие здания - все стоят одинаково и позволяют обменивать произведенные красными зданиями ресурсы на деньги и очки. Зеленые утилитарные здания стоят сущие копейки и дают разные бонусы. Например, есть здание, позволяющее за красный кубик получить скидку в 5 монет при постройке любого здания. Или здание, позволяющее покупать на рынке ресурсы тех цветов, которые игрок производит своими красными зданиями (обычно, это запрещено правилами). Фиолетовые публичные строения дают единовременно ПО при их постройке, а серые городские стены обладают различными возможностями, так же как и зеленые здания, но в конце игры еще дают игроку очки за их количество.

Карточки рынков перемешиваются и выкладываются стопкой в открытую в зону будущего рынка. Верхняя карточка перемещается в зону текущего рынка. Игрокам выдается по 30 денег и по карте малого корабля. Фишки игроков в случайном порядке выставляются на линейку очередности. Можно начинать игру.

Игровой раунд делится на 8 фаз. Фаза 1: Аукцион.

Линейка очередности состоит из 5 мест, каждое из которых дает свой уникальный бонус. Вставший на первое место будет ходить первым и, вдобавок получит 3 лишние карты контрактов в соответствующей фазе. Второе место дает любой кубик ресурса из числа тех, что он может производить, третье - 4 монеты, четвертое - возможность построить стену или сбросив до 2 ненужных карт контрактов, набрать столько же новых. Пятое место дает возможность раз в раунд выхватить у другого игрока здание, которое тот собрался строить и построить его самому (заплатив при этом по полной программе).

Торговаться начинает игрок, чья фишка стоит на первом месте. Он либо пасует, оставаясь где он есть, либо уходит на незанятое место, если таковое есть, выложив на него 2 монеты. Также он может попытаться занять место, где стоит фишка другого игрока, выставив монет больше, чем тот. У игрока, которого пытаются сместить есть выбор: либо повышать свою ставку, либо забрать ее и уйти. Уйти можно на свободное поле, которое только что покинул победитель локальной схватки (это бесплатно) или на другое свободное место (2 монеты) или попытаться "пободаться" с кем-нибудь еще. Заметьте, что в любом случае, тот, кого вытесняют с места, забирает свою ставку назад. Когда все игроки расположились каждый на своем месте, деньги, выставленные на этих местах сбрасываются в банк - победители заплатили свои ставки. Игроки, вставшие на второе и третье места тут же получают бонусы.

Фаза 2 (одновременная): Плавания и выплата по выполненным контрактам.

В первом ходу эта фаза пропускается, так как никто из игроков еще не начал плавания. Суть фазы в том, что корабли, выполняющие перевозки по контрактам передвигаются по линейке плавания к порту назначения. Плавания бывают близкими и дальними. Близкое плавание заканчивается на следующий же раунд, а дальнее - через один. С тех кораблей, что приплыли в порт сбрасываются кубики ресурсов и карты контрактов, а игрок получает указанные на этих контрактах денежные суммы и ПО. Освободившиеся корабли выкладываются рядом с персональным полем - они снова готовы выполнять контракты.

Корабли бывают трех видов - малые, средние и большие. Малые перевозят максимум два кубика и плавают исключительно близко (прибытие в порт на следующий раунд). Средние позволяют разместить 4 кубика ресурса или 3 ресурса и пассажира. Некоторые плавания средних кораблей короткие, некоторые длинные. Это зависит от конкретных карт контрактов. Ну и наконец большие корабли (мест в трюме на 8 единиц из которых пассажиров может быть не более 3) плавают только в дальние плавания. На любой карте контракта указаны необходимые для перевозки кубики-ресурсы (или пиктограмма пассажиров), тип плавания (ближний или дальний) для каждого типа корабля и бонусы, получаемые игроком при выполнении контракта в виде денег и ПО.

Фаза 3 (одновременная): Производство.

Игроки получают кубики, что производятся на их красных зданиях. Полученные из запаса кубики выкладываются на сами плашки зданий.

Линейка производственных мощностей и текущий рынок.

Линейка производственных мощностей и текущий рынок.

Фаза 4: Постройка зданий.

В порядке очередности игроки строят плашки зданий, забирая их с поля, выплачивая указанную на плашке сумму в банк и выкладывая на свой персональный листок. Построить можно не более одного здания каждого цвета. В случае, если игрок построил красное производственное здания, он передвигает свою фишку на линейке производственных мощностей на деление вперед. От позиции игрока на этой линейке зависит количество карт контрактов, которые придут ему в руку позже.

В процессе постройки разрешено использовать желтые здания, потребляющие произведенные ресурсы в обмен на ПО и деньги. Разрешено также использовать рынок, на котором можно продать\купить 4 из 5 видов ресурсов. Состояние рынка отображается карточкой текущего рынка. На этой карточке нарисована таблица из трех столбцов: первый столбец показывает какие ресурсы в каком максимальном количестве (1 или 2 кубика) можно купить или продать, второй столбец определяет цену покупки, третий - цену продажи.

Фаза 5: Получение карт контрактов.

Каждый игрок получает на руку карты контрактов из колоды. Количество зависит от положения на линейке производственных мощностей, наличия незадействованных торговых точек. Обладатель первого места на линейке очередности получает лишние 3 карты.

Фаза 6 (одновременная): Подтверждение контрактов.

Игроки распределяют полученные (и отложенные с прошлых раундов с помощью торговых точек) карты контрактов между своими кораблями, снабжают корабельные трюмы необходимыми кубиками ресурсов и отправляют бутерброд из карт контрактов, корабля и кубиков в плавание. Средний корабль, ушедший в долгое плавание сразу дает игроку 1 ПО, большой корабль - 2 ПО.

В эту фазу также можно использовать оставшиеся неиспользованными желтые здания, также, как и рынок. Транзакции с рынком отслеживаются специальным образом, так что если вы, например, уже продали или купили, черный кубик в 4-ой фазе, то больше не сможете купить или продать такой же ресурс сейчас.

Еще в этой фазе можно купить себе один новый корабль. Карта малого корабля стоит 6 монет, среднего - 9, большого - 12. Еще можно покупать и\или использовать торговые точки. Торговые точки - это деревянные домики. Каждый игрок может купить 4 таких домика, причем каждый последующий будет дороже предыдущего. С помощью домика можно отложить карту контракта на будущее, поставив домик поверх нее. "Бездомные" и неотправленные кораблями контракты из руки придется сбросить.

Фаза 7 (одновременная): Пожертвования.

Игроки могут получить несколько ПО путем сброса трех одинаковых кубиков. Конкретные возможные пожертвования и стоимость каждого из них в ПО отображены на карточке текущего рынка.

Фаза 8 (одновременная): Подготовка к следующему раунду.

Карточка текущего рынка сбрасывается и на место текущего рынка приходит верхняя карточка с зоны рынка будущего. Если зона будущего рынка пуста и взять с нее карточку невозможно, то перемешиваются сброшенные карты рынка (все, кроме последней) и формируется новая стопка будущего рынка. Если будущий рынок снова опустел и взять с него карту в текущий рынок нельзя, значит это был последний раунд игры. Итого, максимально возможным количеством раундов игры будет 9.

Если прошедший раунд не был последним, игроки сбрасывают все оставшиеся на красных зданиях и на складе кубики, кроме одного, который можно сохранить на складе. Есть особое зеленое здание, позволяющее хранить на складе между раундами до 5 кубиков.

Конец игры. Итак, обычно играется 9 раундов. Однако, игра может закончиться раньше, если будут построены все фиолетовые публичные здания. В конце игры все корабли, начавшие плавание, но не успевшие доплыть до порта, доплывают и сдают контракты, как обычно. К количеству ПО, набранных игроками, добавляются бонусные ПО за количество построенных серых плашек (городских стен) и ПО за оставшиеся в распоряжении игрока монеты из расчета 15монет=1ПО. Определяется победитель, а если претендентов несколько, то выигрывает игрок с большим числом монет. Если претендентов все равно несколько, то тот из них, у кого осталось больше неиспользованных ресурсов.

Игра в целом вышла очень комплексная. Первая партия, сопряженная с чтением правил занимает довольно много времени, часа 3 минимум. Однако, на деле все довольно просто и вторая партия идет уже не в пример быстрее. В правилах есть пара лакун, из-за которых приходится обращаться к FAQам. Вообще, сейчас наблюдается негативная тенденция. Правила недостаточно вылизываются. Даже в скромной брошюрке на 4 страницы вполне может оказаться недосказанность или двусмысленность. Рынок растет, а следовательно и труда в каждое наименование вкладывается все меньше и меньше. Поток!..

Персональное поле.

Персональное поле.

Вторая партия дает уже ясное представление о том, как работает эта игра. Становится понятно, что нет смысла тут же бросаться в прорыв уровней сложности красных зданий и целесообразнее поначалу ограничиться дешевыми ресурсами. Становится ясно, что фиолетовые здания имеет смысл строить лишь в самом конце игры, чтобы перевести деньги в очки по чуть более эффективному курсу, чем 15к1. Становится ясно, что полностью заменить корабли желтыми зданиями (и те, и другие, фактически переводят кубики в деньги и ПО) нельзя: уже средний корабль  потенциально дает несколько больше ПО и денег, чем желтое здание при аналогичной трате кубиков. И чем яснее становятся нюансы, тем игра беднеет в глазах игрока. Если после первой партии впечатление от игры было ярким и хотелось немедленно поставить 8 баллов, то сейчас, после второй партии и "разбора полетов" уже понимаешь, что не тянет игра на 8. Ее оценка - 7.5. Хорошая экономическая евростратегия довольно высокой сложности, немного недотянувшая однако в своем поджанре до трилогии урожая или "Puerto Rico". И, да! Ничего нового... Аукцион сравним с аукционом в "Кикладах", хотя и более сложный. Симуляция рынка не радует после рынков "Planet Steam" и "Navegador". Толика рандома в наборе карт контрактов. А остальное - это пути превращения денег и ресурсов в ПО.

P.S.: А еще в правилах напрягают ограничения явно искусственного происхождения. Почему, например, игрок не может купить на рынке кубик того типа, который он может производить? Типа, директор колбасной фабрики слишком хорошо знает, из чего она сделана, чтобы купить ее на рынке? 🙂 Или почему желтые здания могут перерабатывать в деньги и ПО только произведенные (но не купленные) ресурсы? Тайна сие великая есть...

2 комментария Новинки Эссена-2010. №3: “Constantinopolis”.

  • Благодарствую за обзор полнейший. Слишком однако намучено, да и искусственные ограничения организм мой отторгает. Видимо сей продукт нам не подойдет.

  • EgorConstantinopolis

    Огромное спасибо за развернутый рассказ об игре. Купил и играю с удовольствием. Нет предела совершенству. А по поводу директора с колбасой, я считаю что в Византии как и в Римской империи строго следили за ростовщиками и спекулянтами. Первых ограничили во взятии % (вроде где-то около 6) Ну их и в игре-то как вы заметили нет. А вторых (спекулянтов-посредников между жителями и производителями товаров)вообще запретили, а чтобы рынок не баламутили и цены не поднимали и не продавали товар купленный на рынке, который они могут производить и перепродавать через свои коммерч. предприятия. А за это разве можно поднять свою репутацию в городе? Ведь Византия и его столица — христианские. 6 век все-таки, а не 21. Как вы считаете?

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>