Категории

Новинки Эссена-2010. №2: “Navegador”.

Navegador

Navegador

На фирменной механике Мак Гердтса - rondel - были основаны такие игры, как "Imperial", "Hamburgum". И вот эта роза действий появляется в новой игре автора "Navegador", посвященной географической и торговой экспансии Португалии 15 века. Вступительное слово буклета правил рассказывает о принце Хенрике Навегадоре, с подачи которого началось исследование западного побережья Африки, а потом и открытие торгового пути с восточными странами.

Узкое и длинное поле изображает карту мира, мировой океан на которой разбит на некоторые условные зоны. В начале игры в каждой такой зоне лежит деревянная шайба исследования, а в соседнем сухопутном районе - стопка перемешанных квадратных жетонов колоний. Колонии бывают трех типов: производящие сахар (Америка), золото (Африка) и пряности (Азия). На каждом жетоне помимо типа товара указывается цена колонии. Цены эти различаются ровно в 3 раза: например, сахарная колония может стоить от 40 до 120 монет, а "пряная" - от 60 до 180. Еще на поле расположены линейки рынка (по одной для каждого типа продукции и четвертая, позволяющая получать доход с заводов с помощью переработки ресурсов). В начале игры маркеры в трех первых линейках отмечают стартовую цену в 50\60\70 монет за сахар\золото\пряности. Также есть линейка рабочих (в начале игры все маркеры на ней стоят на пункте "3"), зона покупок улучшений, где лежат в строго определенном количестве квадратные жетоны улучшений, зона покупок зданий, где можно купить заводы трех типов, храмы и верфи, сама роза действий и линейка для подсчета ПО. У каждого игрока имеется небольшое персональное поле, на котором он держит свои здания и жетоны улучшений и запас фишек-кораблей. В начале игры по 2 корабля ставятся на водную территорию близ Порто. На персональных полях игроков в начале игры находятся один храм, одна верфь и один универсальный завод. Цилиндрические фишки игроков ставятся в центр рондела. Первым ходом каждый из них может выбрать любой сектор розы действий, а в дальнейшем должен будет следовать общему правилу: в начале хода игрок может передвинуть свою фишку на 1-3 сектора и выполнить предписанное сектором действие. За каждый лишний сектор перемещения игроку придется заплатить собственным кораблем, сняв его с поля и вернув в неприкосновенный запас.

Рыночные линейки.

Рыночные линейки.

Игра длится 3 тура. Моменты переключения туров определяются достижением кораблем какого-либо игрока конкретных океанических территорий. Например, 2 тур игры начинается как только чей-нибудь корабль обогнул мыс Доброй Надежды, а 3 тур начнется, как только корабль минует Индию и достигнет Индонезии. В моменты смены тура пополняются доступные для получения жетоны улучшений, и также увеличивается базовая цена людей и кораблей.

Процесс игры идет по кругу. В свой ход игрок должен передвинуть фишку по розе действий по часовой стрелке и выполнить действие, привязанное в сектору, где оказалась его фишка. Маленькое, но приятное исключение - это плашка самого принца Навегадора. В начале игры эта плашка выдается последнему игроку. Плашка позволяет сделать дополнительное действие типа "Плавание" в начале хода игрока. Сразу после окончания хода эта плашка передается соседу справа, то есть движется против часовой стрелки. Чтобы какой-нибудь игрок не решил играть без этого маленького бонуса, в игре предусмотрена специальная фишка. Она выставляется на тот же сектор рондела, что и фишка игрока, который только что получил от соседа плашку принца. Теперь у нового носителя этого игрового бонуса есть ровно один круг, чтобы выбрать время для его применения.

Действия. Их в игре 7 и лишь одно ("Рынок") встречается на розе дважды.

Действие "Рабочие". Игрок может купить рабочих. Они нужны для покупки зданий и колоний. Можно купить сколько-угодно рабочих, однако максимальное значение на линейке - 9. Первые n рабочих, где n - это число храмов на персональном поле игрока, можно купить по цене в 50 монет. Каждый последующий рабочий стоит 100\200\300 монет в 1\2\3 туре игры. Игрок сбрасывает деньги в банк и двигает свою фишку на линейке рабочих на соответствующее количество делений.

Действие "Корабли". Игрок покупает корабли точно по той же схеме и ценам. Только скидка делается согласно количеству не храмов, а отстроенных верфей. Купленные корабли берутся из запаса и выставляются на стартовую океанскую территорию близ Португалии.

Здания и рондел.

Здания и рондел.

Действие "Плавание". Игрок может проплыть каждым своим кораблем на 1\2\3 территории в любом направлении в 1\2\3 туре игры. В новые неисследованные зоны (где лежат таблетки исследования) нужно заплывать минимум 2 кораблями: игрок потеряет один из этих кораблей (вернет в запас) и получит бонус. Бонус за исследования таков: игрок забирает таблетку себе (4-7 ПО в конце игры), переворачивает стопку жетонов колоний соседней земли и получает  денежную сумму равную стоимости самой дешевой из этих колоний. Последняя океанская территория близ Японии, являясь триггером конца партии, требует исследования минимум 3 кораблями игрока, 2 из которых погибнут.

Действие "Колонии". Игрок может основать любое количество колоний, купив вскрытые после исследований жетоны колоний. Однако для покупки одной колонии нужно иметь рядом с этой территорией корабль, и также 2 свободных рабочих. То есть, чтобы купить 2 жетона нужно иметь не только деньги в достаточном количестве, а еще и 2 корабля рядом с колониями и 4 рабочих на линейке рабочих. Ни корабли, ни рабочие не тратятся при покупке жетонов. Из стопки, естественно и логично выбирать те жетоны, что стоят дешевле. Колонии нужны для продажи их товаров на рынок и получения прибыли. Они также дают ПО в конце игры (1-4 ПО за штуку).

Действие "Здания". Игрок может построить сахарные, "золотые" или "пряные" заводы, храмы и верфи. Чтобы выстроить каждый завод нужно 3 рабочих, верфь - 4 рабочих, храм - 5. Например, чтобы построить храм и сахарный завод за один ход игрок должен иметь минимум 8 рабочих на линейке рабочих и достаточную сумму в деньгах. Опять же, рабочие не тратятся. Каждый вид здания присутствует на поле на своих линейках с ценами, которые повышаются. Так что возвести сахарный завод первым будет стоить меньше, чем поздняя постройка. Каждый завод в конце игры даст 2-5 ПО, а каждая верфь и каждый храм - по 3-9 ПО.

Действие "Рынок". По каждому из трех типов товаров игрок может: продать товары с колоний, переработать ресурс заводами или спасовать. При продаже товаров с колоний игрок считает количество своих колоний, вырабатывающих этот ресурс (x колоний), получает x*y денег, где y - текущая цена товара на линейке рынка и понижает цену на x делений. При переработке, игрок получает деньги с четвертой линейки, получая x*y денег (x - количество заводов, могущих перерабатывать ресурс, y - позиция маркера цены товара, если сместить маркер по строке в колонку четвертой линейки). Уффф! Это невозможно описать проще... Получив деньги, он повышает позицию маркера цены переработанного товара на x делений.

Действие "Привилегии". Тут игрок может потерять одного рабочего, сдвинув свою фишку на линейке рабочих назад и получить квадратный жетон привилегии из тех, что доступны на поле. Привилегии - это очки в конце игры. Дело в том, что в конце игры игрок железно получит 1*(кол-во колоний)+2*(кол-во заводов)+4*(кол-во исследований)+3*(кол-во верфей)+3*(кол-во храмов). Эти множители-константы как раз и увеличиваются с помощью привилегий. Каждая привилегия типов "колония", "завод", "исследование" увеличит соответствующую константу-множитель на 1, а привилегия типа "верфь" или "храм" - на 2. Помимо этого взятие привилегии дает мгновенную прибыль в размере, зависящем от количества единиц соответствующих типу привилегии ресурсов игрока. Брать более одной привилегии в ход не разрешается.

Персональное поле.

Персональное поле.

Вот, собственно, и все. Игра заканчивается вскоре после того, как был исследован океанский сектор Нагасаки или когда были отстроены все здания. После одного из этих триггеров у каждого игрока остается по последнему ходу и начинается подсчет очков. Каждый игрок кладет специальный жетончик королевской привилегии на персональное поле, увеличивая множитель какого-нибудь типа и подсчитывает сумму, как описано выше. К этой сумме добавляется по 1 ПО за каждого рабочего, за каждый корабль в море и за каждые 200 монет.

В целом в игре очень органично и изящно увязаны все механики. Она смотрится единым целым и довольно тематична, хотя уровень абстракции и характерен для сложных экономических евроигр. Прекрасно работает рынок, напоминая собой реализацию "Planet Steam": если только и делать, что сбывать товары с колоний, то цена за единицу товара очень быстро упадет до несерьезного минимума. Поднять же цены можно только заводами. В условиях, например, всеобщего колониального развития, игрок поставивший на постройку заводов будет очень хорошо зарабатывать на поднятии цен. Заводская линейка рынка обратна линейкам товарным, то есть за поднятие цены на шаг из "подвала" игрок получит больше, чем за поднятие цены, которая и так велика. Явных веток развития тут нет. Можно удариться в исследования и основание колоний, можно в постройки и переработку, можно балансировать на грани колонии\заводы и бесконечно гонять туда-сюда маркеры цен. Наличие привилегий дает победный потенциал практически любой стратегии развития. Игра очень понравилась. Она проста для понимания и глубоко экономически стратегична. Твердые 8 баллов в условиях, что 9-ка - недостижимая оценка.

5 комментариев Новинки Эссена-2010. №2: “Navegador”.

  • Леш
    Наличие привилегий дает победный потенциал практически любой стратегии развития
    Мы может неправильно играли, но привелегии это можно сказать основной потенциал получения победных очков. Причем чем больше разных привилегий у тебя есть — тем лучше!

  • alt

    Да ну? У человека 12 колоний и 1 завод. Разве он будет терять работника, чтобы получить заводскую привилегию?
    В каких сферах развился, то и надо по возможности привилегиями поднимать. А тут главное, чтоб из под носа не подрезали…
    Я в том смысле, что, да, привилегии дают ПО, но можно разные сферы развивать, получая соответствующие привилегии.

  • ZoRDoK

    Как представил, что придётся это всё жене рассказывать, сразу пропало желание покупать. Тем более удивил финал и итоговая оценка.

  • alt

    Ээээ… Тебя удивил финал партии (подсчет очков) или финал обзора?

    Вообще странно. Ты же нынче переключился на евро? Ну так, Пуэрто, Агриколу или Кубу какую-нть играл с женой? Навегадор проще для объяснения…

  • zhenia Sokolov

    Da vse eti igry visasiny iz predidushih, ja licno vizhu bolee 50 % iz drugih igr, nafig pokupat togda ih ? IMHO imejesh kazhdoj kategoriju po 1, po sushestvu samoj interesno j ivsio, nh mne k imperialu , caylusu i le havre eshio etu «shliapu» … IMHO.. Sorry za govor rebiata ,peace.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>