Категории

11-17.10. "Glory to Rome", "Эволюция" и др.

Glory to Rome I.V

Glory to Rome I.V

Наконец-то вернулись нормальные игровые недели. Хоть есть о чем написать... 🙂 Было сыграно по партии в: "Glory to Rome", "Ascension", "Эволюцию", "Macao", "Endeavor" и "Эпоху открытий". Сначала вкратце пройдемся по тем играм, что я уже описывал, а потом по двум "новеньким", вынесенным в заголовок поста.

"Ascension" (обзор тут) игрался на этот раз втроем. Хаоса стало несколько меньше, чем при игре вчетвером, однако он все равно никуда не делся. После "Dominion" разум возмущается самим принципом добавления в колоду не того, что нужно, а меньшего из вышедшего в центральный ряд зла. Тем не менее, процесс увлекает, а игроки жалуются на то, что 75 кристаллов ПО слишком быстро кончились: добрая половина колоды так и не вышла в центральный ряд. Существует мнение, что нужно попробовать сыграть удлиненную партию, так чтобы центральная колода прокрутилась дважды. Кристаллов, конечно, не хватит, но ПО можно просто записывать. Сбалансирована игра отменно: игроки идут вровень, а выигрывает тот, кому на руку чаще приходят нужные карты. В условиях, что колода игрока собирается из того, что Бог послал, это значит, что выигрывает тот, кому больше повезло. 🙂 Так что выигрывать умением здесь сложновато, хотя и безусловно можно. Тем не менее, сам процесс игры увлекательный и хочется играть еще и еще. ИМХО, это ощущение из разряда "Dungeonquest": рандом играет игроками, но процесс отличный! 7 баллов.

"Macao" (обзор тут) второй раз игралась осмысленно, народ по возможности выстраивал всякие комбо и смотрел на цены активации. Штрафных жетонов было получено крайне мало. Партия показала, что чисто денежная стратегия (получение денег с карт и прямая покупка ПО), в принципе, конкурентноспособна остальным. Я придерживался именно этой стратегии, долгое время лидировал и в самом конце партии из-за пары ошибок и недостаточного внимания к очередности хода уступил лидеру. В условиях рандома при бросках дайсов сильно повышается ценность раннего (в идеале, первого) хода, ибо при выборе карты из более большого набора можно выбрать ту, которую легче активировать. Именно поэтому механика стены сделана такой... нешуточной. Так что рандом контролируем тем больше, чем раньше ходит игрок. От второй партии остались лучшие впечатления, но один нюанс все-таки портит игру. Это ожидание хода. Если вначале партии ожидания почти нет, то чем ближе к концу и чем больше у игрока активированных карт, из которых он строит комбинации действий в третьей фазе, тем дольше приходится ждать другим. Выматывает, да и результирующие 3 часа на партию великоваты для евроигры. Повышаю до 7. Игра хороша, но ожидание хода (основной минус) делает ее слишком долгой.

Endeavor

Endeavor

В "Endeavor" я играть не умею абсолютно. И 3 сыгранные партии мало чему меня научили. Снежный ком раскачки возможностей игрока работает так, что ошибившись на ранних стадиях игры, нагнать остальной народ сложно. Чтобы не ошибиться, нужно очень внимательно следить за балансом между развитием культуры, экономики и действий на зданиях. Мне очень нравится эта игра, однако, на мой вкус, в ней происходит много крайне неприятных подрезаний со стороны других игроков. Причем география поля приводит к тому, что подрезают совсем не обязательно лидера. Возможно, для меня оптимумом для этой игры будет 4 человека, а не 5, так как тогда подрезаний будет поменьше, ибо на поле станет чуть посвободней. 7.5 баллов.

Победа в "Эпохе открытий" на этот раз оказалась на моей стороне. В Новом Свете успешно удерживались две территории, да еще в одной-двух было реализовано второе место. Специалистами особенно не пользовался, за исключением купца каждый ход. Но основа победы лежала в плашках значимых достижений. "+5 рублей каждый ход" и "заставьте всех скинуться по рублю за каждый ваш корабль" дали мне хороший денежный старт. "Один раз за игру станьте первым на какой-нибудь линии" дали мне возможность прикупить в третьей эпохе полезных красных плашек, как-то "+4ПО за каждый корабль" и "+2ПО за каждую плашку значимого достижения". Игра серьезная, долгая, интересная. Немного расстраивает несбалансированность поля. Хочется сделать поменьше линейки действий и побольше карту Нового Света. Еще хочется заменить весь этот пластиковый overproduce на деревянные кубики\диски и прочие евромаркеры. ИМХО, оценивать обстановку в районах Нового Света было бы гораздо легче. Также легче было бы определять наборы оставшихся у противников юнитов. Понять, что у игрока, сидящего через стол напротив, в свободном доступе остался именно один купец и один колонист, а не два колониста, зачастую проблематично. Спрашивать же напрямую - значит, возможно, навести его на ненужные мысли. 🙂 7.5 баллов. Жаль, что дополнения к этой игре мы, судя по всему, так и не дождемся. Microsoft, владеющая правами на вселенную AoE, выкатила такую сумму за лицензию на ее использование, что разработчик с издателем решили, что игра не будет стоить свеч.

Главная надпись на упаковке

Главная надпись на упаковке

"Glory to Rome" - карточная игра Карла Чудика со времени своего первого выпуска в 2005-ом пережила свою полуторную редакцию (I.V edition) и ныне издается силами Cambridge Games Factory и вновь, после долгого перерыва, появилась в розничной продаже. Игра, несмотря на свою карточную основу, довольно стратегична и сложна. По уровню комплексности она ближе всего стоит к RftG. Думается даже, что некоторые идеи Том Леманн взял именно из "Glory to Rome".

В руке каждого игрока в начале партии 5 карт. В центре стола еще несколько, по количеству игроков. Каждую карту можно играть различными путями, но главная суть карты - это роль. Ролей всего 6, карты одной роли имеют конкретный цвет фона, а названия ролей вдобавок написаны вдоль левой стороны карты. Главная механика игры следующая: первый игрок играет роль из руки. Остальные по кругу либо играют карту той же роли, либо играют джокера, либо добирают руку. После этого начинается выполнение действий роли у игроков, сыгравших карту или имеющих карту ведущей роли в зоне "clientele" (см. ниже).

Роль "patron" (пурпурные). Позволяет взять любую карту с центра стола и положить под левый край персонального поля игрока, в зону "clientele". Зачем это нужно? Каждая карта в этой зоне, это как бы сыгранная карта роли. Представим что первый игрок играет "архитектора". У вас в руке ни архитектора, ни джокера нет, зато есть два архитектора в "clienetele". Вы спокойненько добираете руку, а на круге действий выполняете действие архитектора дважды. Если же в этом примере вы сыграли архитектора из руки вслед за первым игроком, то трижды. Количество карт в этой зоне не должно превышать значение влияния (см. ниже).

Роль "laborer" (желтые). Позволяет взять любую карту с центра стола и положить под нижний край персонального поля, в зону "stockpile". Лежащие здесь карты - это стройматериалы, которые можно использовать для постройки зданий, а также перемещать со "стройплощадки" в личное пользование, то есть превращать в ПО.

Роль "architect" (cерые). Позволяет начать строить здание, путем выкладывания карты из руки на спецкарту фундамента на стол рядом с игроком. Позволяет также переместить стройматериал из зоны "stockpile" на стройку конкретного здания. Цвет стройматериала и строящегося здания должен совпадать. Некоторые здания для полной постройки требуют один материал, некоторые - два, некоторые - три. Полностью построенное здание начинает выполнять для игрока свое действие, написанное в центре карты. Кроме того, у игрока растет влияние. Тут необходимо понимать, что карта роли или карта здания - это все одни и те же карты. На каждой карте слева написана роль, сверху отрисованы пиктограммы монет (сколько влияния даст постройка этой карты, как здания), в центре - действие здания, а внизу картинка стройматериала, в который превратится карта с помощью действия роли "laborer".

Роль "craftsman" (коричневые). Позволяет начать стройку (так же, как и архитектор). Позволяет также строить, но путем взятия стройматериала из руки (а не из "stockpile", как у архитектора).

Роль "legionary" (красные). Позволяет громко сказать "Риму нужен (название стройматериала, карта которого есть в руке)" и забрать подходящие карты из рук соседей справа и слева, а также из центра стола и положить их в "stockpile".

Роль "merchant" (синяя). Позволяет продать стройматериал из "stockpile" в "vault". То есть превратить стройматериал в ПО. Игрок берет карту стройматериала и подкладывает под правый край поля рубашкой вверх. Количество этих карт не должно превышать значения влияния.

Незнайка сдох бы от зависти...

Незнайка сдох бы от зависти...

Как видно, количество карт в зонах "clientele" или "vault" ограничены значением влияния. В начале игры влияние равно двум, а в процессе игры растет при постройке зданий. В конце игры влияние игрока - это его победные очки. К ним добавляются еще бонусные очки за общее количество проданных в "vault" стройматериалов, а также за лидерство по количеству проданных материалов каждого типа. Игра требует еще партий, для того, чтобы проникнуться ею. Она очень неплоха и есть желание сыграть еще. Она проще для понимания и объяснения, чем RftG. Жаль лишь, что на картах присутствует текст, описывающий действия зданий. Сделали бы пиктограммы...  Пока 7 баллов, с возможностью роста. И "Uchronia" - будущая инкарнация игры с нормальным артом - в вишлисте. Тут арт, сами видите, аццкий. 🙂

"Эволюция". Строго говоря, это была не первая моя партия в "Эволюцию", но так сложилось, что я ничего об этой игре не писал. В ней с известной долей условности симулируется существование некой популяции и приспособляемость животных к различным внешним воздействиям угрозе быть съеденым. Каждая карта в игре - это одно некое свойство животного и, одновременно, само животное, если положить карту на стол рубашкой вверх. Есть карты, которые содержат не одно свойство, а два, отображенные на противоположных сторонах карты. При выкладывании такой карты нужно выложить ее на стол нужной стороной вверх.

Игроки ходят по очереди, выкладывая по одной карте на стол в свою игровую зону, пока все не спасуют. Выложенная рубашкой вверх карта - это животное. Выложенная рубашкой вниз - свойство. Свойства играются на конкретного животного. Есть свойства, которые играются на чужих животных или на пару своих животных (например, "паразит" или, соответственно, "симбиоз"), но основная масса свойств играется на одного из своих собственных животных.

В следующей фазе с помощью кубиков определяется кормовая база. Энное количество единиц еды в виде маленьких пластиковых квадратиков выкладывается в центр стола. Теперь игроки по очереди берут по одной фишке еды, выкладывая их на своих животных, стараясь их накормить. Для обычного животного нужна всего одна такая фишка. Однако животное с некоторыми свойствами ("большое", "хищник", "паразит") может нуждаться и в большем количестве пищи. Животные хищники могут питаться другими животными, а другие животные стараются получить свойства, затрудняющие жизнь хищнику. Когда фаза питания закончена, все ненакормленые или съеденные хищниками твари уходят в персональный сброс игроков вместе со всеми своими свойствами, а игроки пополняют руку на n+1 карт, где n - количество оставшихся животных перед ними.

Все это длится, пока не закончится колода и по окончании последнего раунда игроки получают очки. По 2 очка за каждое свое животное, по 1 очку за каждое их свойство. Некоторые свойства, те, что увеличивают прожорливость животного, приносят не 1 очко, а 2 или даже 3. Набравший максимум побеждает.

И опять же, игра забавна процессом, но разыгрывать партию ради победы... Не знаю, не знаю... Все действо существует лишь ради последнего хода, а весь процесс перед этим - это хаос из поедания животных друг другом и голодных смертей. Имеет смысл стараться к концу партии подкопить подходящих карт на руке, это может помочь. Я знаю, сейчас изобретается тонна различных хоумрулов, чтобы привнести в игру новые моменты. Многие предлагают считать очки в конце каждого хода и такая точка зрения имеет место. Мне не нравится рандом на выходе в руку. Все-таки карт берешь всего ничего, а различных свойств в игре довольно много. Возможно стоит попробовать ввести круговой драфт.

Эволюция

Эволюция

Например, в фазе пополнения руки все откладывают оставшиеся на руке карты в сторону и набирают новые. Столько, сколько должен получить игрок с максимальным количеством животных. Потом идет круг драфта этими картами: выбрал, положил к своим отложенным, остальное передал дальше. По окончании драфта игроки должны скинуть из получившейся руки то количество карт, которое они набрали сверх меры. Ну, как-то так. Тестировать подобные идеи в мои планы не входит. Я считаю, если разработчики решили выпустить сырую идею, то лучше обратить внимание на другие релизы, доведенные до ума, чем пытаться самому пришить гусенице крылья. Тем более, что выбирать есть из чего. 5 баллов.

8 комментариев 11-17.10. «Glory to Rome», «Эволюция» и др.

  • diterditer

    Почему-то многие обзоры на этом замечательном сайте невозможно открыть. Выходят комментарии, а самого обзора нет. В чём дело? (А обзоры Alt-a самые лучшие в рунете).

  • alt

    Ребята, какая-то проблема с вордпрессом приключилась после того, как хостер переносил сайт на другой сервер. На самом деле обзоры остались, просто они перестали отображаться.
    Пишите, какие посты поправить — я поправлю и они снова станут видимы.

  • diterditer

    Например, перестали отображаться:
    Неделя 11-17.01.2010 (Castle Panic и т.д.),
    Неделя 05-11.04.2010 (Le Havre и т.д.),
    Выходные 23-24.05.2010 (Power Grid и т.д.),
    Игровая неделя 12-18.10.2009 (Caylus, Landlord)…
    И просьба автору лучшего в рунете обзора Brass (наверное, правильнее было написать «единственного»): если будет возможность — напишите о Age of Industry.
    Вам приходилось играть в Indonesia, Masters of Venice? О них в рунете вообще ничего не вижу.

  • alt

    Эти посты поправил. Не понимаю, что произошло. Ставлю в хвост поста маленькую иконку и все снова хорошо. Какие-то косяки с окантовкой картинок, судя по всему.
    Все указанное поправил.

    Если я сыграю в эти игры, то напишу про них. Покупать самому дорогущую (и длиннющую) Indonesia не хочется. А приобретать AoI считаю бессмысленным, ибо Brass имеется у друга. Отличий между ними, думаю, не больше, чем между Steam и AoS.

  • Dan

    Вот ещё сломанный пост: http://www.boardgamers.ru/?p=735

  • alt

    Поправил.

  • АоЕ на эссене стоила всего 15 евро, думал взять да коробка большая)

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>