Категории

04-10.10. Обзор «Macao».

Macao: поле

Macao: поле

"Macao" - последняя на данный момент игра Штефана Фельда, автора хорошо известных "кризисных" настолок "Год дракона" и "Нотр-Дам". Посмотрим, что получилось у мастера на этот раз.

У нас есть поле, которое можно поделить на несколько зон: кварталы Макао, городская стена, океан и таблица прямой покупки ПО. На кварталы Макао (на каждом из них изображено энное количество кубиков в различных цветовых комбинациях) в случайном порядке выкладываются квадратные жетоны товаров. Получив такой жетон и прибыв своим кораблем в соответствующий европейский порт, изображенный где-то в океане, игрок может продать товар за ПО. Каждый порт принимает только конкретный вид товара и, в количестве не большем, чем 3. На некоторые кварталы Макао вместо товаров выкладываются жетоны-джокеры, которые смогут помочь игроку в трудной ситуации, когда ему не будет хватать кубика какого-нибудь цвета или нескольких монет.

Городская стена - это линейка очередности хода, по которой в одном направлении будут перемещаться фишки игроков. Первым игроком всегда считается игрок, чья фишка находится дальше всех. Если две фишки находятся на одном делении стены, то первым ходит тот игрок, чья фишка сверху.

Таблица покупки ПО снабжается двумя дисками-маркерами: один будет отмечать позицию денег, второй - ПО. Если, скажем первый маркер стоит на 5, а второй на 7, то это будет означать, что в этом раунде каждый игрок может один раз потратить 5 монет, чтобы получить 7 очков.

Macao: стена и кварталы

Macao: стена и кварталы

Каждому игроку выдается по персональному полю с пятью местами под карты, по семисторонней картонной розе и по 12 штрафных жетонов. Картонная роза содержит 6 сторон с изображением граней D6 и сторону со стрелкой. Штрафные жетоны двусторонние: цветной стороной игрок будет класть их на купленные им кварталы Макао, а штрафная сторона с красной надписью "-3" нужна для того, чтобы отмечать неудачи игрока. Кораблики игроков ставятся на стартовую точку океана, маркеры ПО - на ноль, маркеры очередности хода - столбиком в начало стены. Вдоль поля в открытую выкладываются 24 карты раунда, по 2 на каждый раунд. Стопка остальных карт перемешивается.

Чтобы нивелировать бонус быть первым (верхним на стене), перед началом игры игроки разбирают карты. Выкладывается из стопки n+2 карт и игроки разбирают по одной, начиная с последнего игрока. Дело в том, что каждый раунд игроки будут получать на свое персональное поле по карте. Однако, если все пять посадочных мест забиты, а игрок взял шестую, то ему придется сбросить излишек и получить штраф -3 ПО (перевернуть жетон на штрафную сторону). Единственная возможность освободить место - это активировать карту путем сбрасывания в запас цветовой комбинации кубиков, нарисованной на карте. Только тогда карта покидает персональное поле, выкладывается перед игроком на стол и начинает работать (игрок отныне сможет выполнять действие карты). Поскольку цветные кубики - это валюта, с помощью которой игрок выполняет действия, ценность их довольно велика.

После разбора первых карт, оставшиеся 2 карты уходят в сброс, а игроки, опять же начиная с последнего, берут 1 кубик и сразу же 2 кубика, причем последние 2 должны быть одного цвета. Первый кубик выкладывается у стороны "1" розы, последние два кубика - у стороны "2". Можно начинать игру.

Каждый раунд начинается с фазы карт. Выкладываются в ряд две карты раунда и 4 карты из стопки. Суммируются цифры в левом нижнем углу всех 6 карт, определяя позицию маркера денег на таблице покупки ПО. Суммируются цифры в правом нижнем углу всех карт, определяя позицию маркера ПО на таблице покупки ПО. Сбрасываются 0-2 последние карты ряда, в зависимости от количества игроков. Теперь, начиная с первого игрока, каждый выбирает себе по карте и кладет на персональное поле на свободное место. Если такового нет, то игрок сбрасывает любую из своих 6 неактивированных карт и  получает штрафной жетон. Оставшиеся 2 карты уходят в сброс.

Macao: таблица прямой покупки ПО

Macao: таблица прямой покупки ПО

Теперь начинается фаза костей. С этого момента давайте договоримся, что D6 я буду называть именно костями, а не кубиками во избежании путаницы. Заранее возведенный в ранг главного дайсометателя игрок бросает все кости. Их 6 штук, по одной каждого цвета. Цвета кореллируют с цветами кубиков. Теперь каждый игрок, начиная с первого, определяет, какими двумя костями он воспользуется. При этом он не забирает их себе, а просто констатирует, что будет получать кубики, исходя из результатов, скажем, на черном и синем дайсах. Логика проста. Например, игрок выбирает зеленую кость, на которой выпало 3 и красную, на которой выпало 5. Он берет 3 зеленых кубика и кладет рядом со стороной "3" розы, а также берет 5 красных кубиков и кладет у стороны "5". Теперь розы игроков поворачиваются по часовой стрелке, так что сторона со стрелкой оказывается там, где раньше была сторона "1". Кубики, которые лежат у стороны со стрелкой являются теми доступными игроку кубиками, которые он будет тратить в следующей фазе. Игрок берет их в руку. Если "по стрелке" ни одного кубика нет, игрок получает штраф в 3 ПО, переворачивая очередной штрафной жетон.

В третьей фазе, фазе действий, каждый игрок, начиная с первого, выполняет любое количество действий в любой последовательности. Оставшиеся в конце этой фазы в руке нерастраченные кубики сбросятся в запас. Варианты действий:

1. Активировать карту. Сбросить из руки такой же набор кубиков, что нарисован на карте, лежащей на персональном поле. Активированная таким образом карта уходит с персонального поля на стол перед игроком. Теперь ее действие можно выполнять (обычно раз в раунд) до конца игры бесплатно.

2. Получить квартал Макао (только единожды в раунд). Сбросить из руки такой же набор кубиков, что нарисован на квартале, взять с квартала жетон товара или джокера, положить перед собой, на квартал положить один штрафной жетон цветной стороной вверх.

3. Продвинуть свою фишку по стене (единожды в раунд). Можно продвинуться на n делений, заплатив 2*n-1 кубиков. Цвет кубиков неважен.

4. Выполнить действия активированных карт.

5. Плыть кораблем. Одно деление пути по океану стоит 1 кубик любого цвета. Находясь в порту игрок может (не тратя кубиков) продать жетон(ы) товара, получив за каждый 5, 3 или 2 ПО в зависимости от того, продавались ли товары в этот город ранее.

6. Купить ПО (единожды в раунд). Используется курс, выставленный в первой фазе на таблице покупки ПО. Либо Вы можете и хотите сбросить x денег, чтобы получить y ПО, либо нет. За полцены купить половину обещанных ПО нельзя.

Когда игрок пасует, ход переходит к следующему. Начиная с восьмого раунда выброшенные во второй фазе результаты частично подменяются другими значениями. То есть, в 8 раунде нет смысла в выпавших "шестерках", потому что стрелка розы более не сможет "докрутиться" до этой позиции. Игра закончится раньше. Поэтому в 8 раунде все выпавшие шестерки заменяются единицами. В последнем же раунде нет вообще смысла кидать кубики, ибо все результаты будут заменены единицами.

Macao: роза и персональное поле

Macao: роза и персональное поле

В конце 12 раунда происходит подсчет очков. Во-первых, за каждую оставшуюся на персональном поле (то есть неактивированную) карту, игрок получает по штрафному жетону. Далее из набранных игроком ПО вычитаются по 3 очка за каждый штрафной жетон, добавляются очки с активированных карт, на которых это написано, добавляется по 2 очка за каждый квартал игрока, находящийся в самой длинной непрерывной цепочке кварталов игрока. Набравший максимум объявляется победителем. Если лидеров несколько, то выигрывает тот из них, кто дальше продвинул свою фишку по стене.

В целом, игра получилась очень жесткой. Чтобы активировать карту, требующую кубики 4 различных цветов, нужно начинать собирать их на одном делении розы раундов за 5, если не больше. И все равно может случиться так, что кости так и не лягут так, как нужно. Действия, которые дают активированные карты получаются вторичными: главное - это сложность их активации. То есть, игрок смотрит на то, насколько быстро он сможет активировать карту и выбирает ту, которая быстрее сможет уйти с его поля. А уж какое действие она будет выполнять, будучи активированной - это дело второе, главное смог освободить место. Если бы не такая жесткость игры, то можно было бы даже развиваться в нескольких направлениях: например, можно было бы работать в кварталы и продажу товаров или в карты, дающие деньги и прямую конвертацию денег в ПО. На деле, следовать выбранной стратегии сложновато: дайсы неумолимы, а мест под карты на персональном поле катастрофически мало. Если Вы считали "Год дракона" или "Dungeon Lords" игрой кризисного менеджмента, то настоящего кризиса Вы еще не встречали. А вот он! Настоящий кризис, движущей силой которого является слепой случай двенадцати бросков шести костей. 6.5 баллов, возможен рост.

q

P.S.: Примеры действия карт. "Сбросьте красный кубик и получите монету." "Возьмите один любой кубик из запаса." "Получите 3ПО в конце игры (или 4ПО, если у Вас есть еще одна такая же активированная карта)."

6 комментариев 04-10.10. Обзор «Macao».

  • Glad8r

    Надо же как совпало — я игру купил 3 дня назад. Штефан Фельд вообще жжет, в последнее время он стал моим любимым дизайнером (попробуй еще Speicherstadt). Сколько ты сыграл партий? Я уже отыграл 3 и мне игра совсем не кажется такой уж жесткой, уж точно гораздо мягче чем Год Дракона. У нас не было особой проблемы с активацией даже сложных карт (не забывай про джокеров). Мне кажется несколько большей проблемой является тот факт что карты всячески нацелены на создание комбосов, но так как за партию выходит совсем не много карт, нужные комбосы могут просто не прийти. А вообще мне игра безумно понравилась. Этакое 3D — два измерения пространственных, и одно — временнОе 🙂

  • ZoRDoK

    Я очень люблю игры Фелда, но после прочтения правил мне она не показалась достойной своей позиции. Спейчерстадт кажется намного, намного лучше. Но это только после правил — сама игра у меня окажется явно не раньше нового года.

  • alt

    Glad8r: А у меня с самого сетапа перед партией лежала карта «возьмите любой кубик» стоимостью в четыре разноцветных кубика и я так и не смог ее активировать. Хотя, в последнем раунде и мог это сделать, но там были более важные цели. И все равно в первой фазе народ смотрит в первую очередь на стоимость активации карты и на собственную розу, и уж во вторую очередь — на действие самой карты.
    ZoRDoK: Надо мне почитать про Speicherstadt, что за чудо такое…

  • Speicherstadt даже меня сразу зацепила. Для евроигр у меня это редкость.

  • ZoRDoK

    2Alt

    На Настолкомании последняя «аутопсия», внизу впечатления от Speicherstadt. Вкратце — игра не очаровала.

  • alt

    Ага, прочел. Ну, партия, я так понял, на двоих была? Есть много игр, где игра вдвоем серьезно рушит механику. Рано еще очаровываться, попробуй на троих или четверых ее расписать…
    Мне вот очень нравится арт на картах, но совсем не нравится поле.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>