Категории

Неделя, 13-19.09. Обзор "Comuni".

Comuni

Comuni

О "Fresco" я рассказывал уже достаточно вот тут и тут. Добавлю только пару мыслей по поводу. Из всех 3 дополнений к игре (портреты, заказы епископа и ультрасложные краски), самым неиспользуемым оказывается второе. Заказы епископа довольно сложны в получении: мало того, что надо иметь подходящий набор плашек уже покрашенных участков фрески, так еще и нужно отрядить на получение заказа ученика. В результате же получаешь несколько победных очков ("жирные" заказы лежат внизу стопок и добраться до них нереально), а также изменяешь формулу дохода: теряешь 2 монеты, но приобретаешь какую-нибудь краску. В общем, почти бессмысленный аддон. С остальными двумя "Fresco" отлично играется. А вообще, как заметил один суровый настольный стратег, игра не стратегическая. Метод заработка ПО фактически представлен одной цепочкой действий. Однако, тактикой и краткосрочным планированием игра наполнена под завязку, что лично мне нравится. 7.5 баллов.

"Ra" по многим оценкам является лучшей игрой Книциа. Мало кто знает, но линейке "Ra", "Ra: Dice Game", "Priests of Ra" предшествовала карточная версия игры под названием "Razzia!" и посвященная мафиозному дележу награбленного и полицейским облавам. ИМХО, очень зря издатели позднее выбрали формат игры с полем, мешком и квадратными тайлами. Гораздо компактнее, дешевле, а главное удобнее для конечного игрока была бы именно карточная версия. При игре в "Ра" основное время партии уходит не на игру, а на передачу друг другу мешка с тайлами, да и мешаются картонные квадраты внутри него совсем не хорошо. Как было бы здорово зашаффлить колоду, положить одной\двумя стопками на стол и выполнять основное в игре действие просто вскрывая следующую карту... Где бы напечатать пару сотен карт недорого, а? 🙂 7 баллов.

"Dominion" играли дважды, базовый. О первой игре рассказывать нечего, она была похожа на первую обучающую... Наверное... Потому что, я ее совсем не помню. 🙂 Во вторую игру вышло две атаки: "Милиция" и "Шпион", а также победные "Сады". Защитных карт не было, так что частенько игроки начинали свой ход с трех карт после атаки "Милицией". Более-менее от этого спасала "Библиотека". Эта партия шла несколько медленновато (из-за "Библиотеки") и закончилась победой самого агрессивно-милицейского игрока. Отличная игра, 8.2 балла.

Comuni

Comuni

Ну и, наконец, "Comuni" от итальянских "кукрыниксов" Acchittocca. Игра посвящена абстрактному возведению городских зданий и защитных стен в средневековой Италии, а также менеджменту людских ресурсов, отвечающих за защиту городов от нападений извне и эффективность строительства. В начале игры каждый игрок выбирает себе ширму с названием города. Выбранная ширма определяет: очередность хода игрока, часть дохода, цвет 3 фишек ставок игрока и стартовый набор ресурсов. В число ресурсов входят золото (желтые кубики) и такие же кубические люди 3 цветов: коричневые - монахи, белые - инженеры, черные - солдаты. Формируются четыре колоды карт, исходя из буквы на рубашке (A, B, C, D), каждая колода перемешивается. Карты эти представляют собой как бы этажи будущих зданий. Карты бывают 5 мастей (коричневые религиозные, белые научные, черные военные, желтые экономические и красные универсальные) и 4 номиналов (от 1 до 4). В начале игры на специальные места на поле выкладываются карты стопки A, формируя столбцы, подсчитывается число оставшихся в этой колоде карт, счетчик нападения врагов выставляется на число, равное этому количеству. Когда колода закончится, начнется вражеская осада. После 4ой осады игра заканчивается. У каждого игрока в начале игры есть 3 фишки ставок, стартовый набор ресурсов-кубиков за ширмой и 4 карты сбора дохода (по 1 на каждый тип здания), повернутые неактивной стороной вверх. Игра идет по ходам игроков, каждый ход состоит из серии фаз.

1. Фаза проектов. Здесь игрок может сделать одно из трех действий: сделать ставку, получить проекты, получить доход.

Ставка делается на заголовок интересующего игрока столбца карт. Ставка - это фишка ставки + энное количество золота. Разрешена нулевая ставка, состоящая только из фишки ставки. Если тот столбец, куда метит игрок, занят ставкой другого игрока, то нужно выставить больше золота, и тогда противник немедленно должен будет решить, что ему делать: потратить монаха, чтобы передвинуть всю свою ставку на другой столбец или бесплатно забрать всю ставку в руку.

Получить проекты - это забрать в руку карты всех столбцов, где на данный момент находятся ставки игрока. Золото ставок сбрасывается в резерв, а фишки возвращаются игроку.

Получить доход - это пополнить ресурсы за счет собственных зданий. Каждое здание строится из карт и может быть максимум четырехэтажным. Сколько этажей в здании, столько и ресурсов своего типа оно приносит. Игрок может собрать ресурсы лишь со зданий тех типов, карты сбора дохода которых лежат активной стороной. При этом эти карты переворачиваются на неактивную сторону. Чтобы активировать неактивную карту, нужно построить хотя бы один этаж в здании соответствующего типа. Таким образом, необходимо чередовать сбор доходов со зданий с постройкой новых этажей. Помимо дохода со зданий, игроки получают гарантированный доход в виде 2 кубиков определенных, согласно выбранному в начале игры городу, типов и бонусный кубик-ресурс, если имеют перед собой плашку гильдмастера (о ней поговорим ниже).

2. Фаза пополнения и проверки. Если были взяты карты с поля, то нужно немедленно положить карты из текущей колоды на каждое пустое место на поле. После чего, отметить на треке нападения, сколько в колоде осталось карт. Если колода закончилась, то немедленно начинается вражеское нападение (оно же - осада). После окончания войны, текущий игрок продолжает свой ход со следующей фазы. Про осаду - ниже.

3. Фаза возведения. У игрока есть 1 бесплатное действие возведения. Оно включает в себя: постройку этажа здания и\или постройку этажа городской стены. Обычно, значение выкладываемой карты не должно быть ниже этажа, в который она превратится. То есть, нельзя просто так положить карту "единичку" поверх двух уже существующих, сделав ее таким образом третьим этажом. Однако, можно пожертвовать белыми кубиками ученых-инженеров, чтобы обойти это правило. В нашем примере придется сбросить 2 белых кубика, чтобы построить третий этаж из карты со значением "1". Еще белый кубик можно потратить, чтобы получить дополнительное действие возведения. То есть, игрок может: построить этаж здания, построить этаж стены, отдать белый кубик и еще раз построить этаж здания и этаж стены.

Стена строится из тех же карт из руки, только карты эти выкладываются рубашкой вверх. Со стен нельзя получить доход, но на них можно размещать солдатов перед боем при осаде. Построив 4-этажную стену, игрок автоматом получает еще одну "одноэтажку", которую потом сможет надстраивать.

При постройке этажей зданий игрок должен соблюдать масть: нельзя, строя желтое экономическое здание использовать черную карту. Исключение - это красные универсальные карты, с помощью них можно строить любой тип здания. При постройке этажа игрок получает ПО, равное номеру построенного этажа (именно номеру этажа, а не значению использованной карты).

После постройки проверяется, не стал ли игрок обладателем зданий максимальной ценности в каком-нибудь типе и если это так, он получает плашку гильдмастера соответствующего типа. При подсчете учитывается не просто число этажей, а количество ПО, которое игрок "заработал" за постройку. То есть здание из двух этажей (3ПО) ценнее, чем два одноэтажных здания (2ПО). Плашка гильдмастера приносит дополнительный кубик ресурса при получении дохода и 3ПО в конце игры.

4. Фаза восстановления. Возможно, что после предыдущих осад город игрока поврежден. За этот негатив отвечают жетоны разграбления, которые принесут в конце игры штрафы. От жетонов можно избавиться в эту фазу, потратив несколько коричневых кубиков монахов. Тут есть два варианта: можно потратить 1 монаха и сбросить 1 жетон разграбления, а можно сбросить 3 монахов за возможность избавиться от 2 жетонов. По окончании этой фазы ход переходит к следующему игроку.

Нападения (осады).

Есть базовая сила врагов: в конце тура A - 4, тура B - 8, тура C - 12, тура D - 16. Враги выступят базовой силой против игрока с наименьшим количеством ПО. Против остальных враги будут выступать с силой, превышающей базовую на отрыв в показателях ПО. То есть сила=база+моиПО-лузерскиеПО.

Игроки берут свои кубики из-за ширмы в руки и распределяют между двумя кулаками. Использовать можно солдат (черные кубики), монахов (2 монаха= 1 любой другой кубик, в нашем случае, солдат) и золото (2 золота=1 солдат). В правую руку игроки определяют то количество солдат, которое они хотят отдать в общее ополчение. После того, как правые руки будут вскрыты, сила врага для каждого игрока упадет на суммарное количество солдатов в ополчении. Помимо этого, игрок, предоставивший в ополчение больше солдат (или второй по этому значению), в том случае, если он полностью отобьет осаду (не получит жетонов разграбления), получит жетон геройства (бонусные ПО).

В левую руку определяются солдаты, которые будут выставлены на стены города игрока и будут защищать только его самого. Сила выставленного на стену солдата равна этажу стены, на котором он стоит +1. На каждом этаже может стоять только один солдат. Таким образом, при наличии 4-этажной стены и 4 солдат, игрок может защитить себя на 4+3+2+1+4*1=14 единиц силы.

Если после падения силы врага из-за общего ополчения и дальнейшего выставления солдат на стены, игрок не смог достичь силой своих солдат силу врага, то он получает жетоны разграбления в количестве, равном разнице сил.

В конце игры, после 4-ой осады, подсчитываются ПО. Игроки получают (плюс к тому, что уже имеют за постройку этажей зданий): 3ПО за каждую плашку гильдмастера, 2ПО за строгий максимум в количестве оставшихся ресурсов какого-либо типа (или 1ПО за нестрогий максимум), бонусы от жетонов героизма и штрафы от жетонов разграбления. Игроки также получают полную стоимость в ПО самого низкого здания игрока. Для получения последнего, необходимо наличие зданий всех 4 типов.

Comuni

Comuni

Итак, все 4 типа ресурса нужны и важны. Золото - для повышения ставок и покупки воинов-наемников, монахи - для переноса ставки на другой столбец-лот, для получения любых других кубиков или для восстановления города после разграбления, ученые-инженеры - для усиленной застройки и возможности построить высокий этаж из низкой карты и солдаты - для обороны от врага.

Игра оригинальна и несколько необычна. Попытка броситься в застройку, невзирая на отрыв в ПО от других игроков здесь чревата. Несколько раз, имея на руках подходящие карты для высоких этажей и возможность их построить, сорвав на следующем ходу доход, я откладывал постройку на потом. Уйти в лидеры при недостаточно хорошем развитии стен или при проблеме с наличием солдат - это самоубийство. Игра призывает держать баланс между разными типами зданий, стен, ПО и доступными ресурсами. Я не могу назвать эту игру отличной, но она вполне хороша. Играть в "Comuni" в семейном кругу и среди казуалов я не посоветую: без должного сбалансированного внимания к собственному развитию, игрок запросто словит тонну жетонов разграбления после осады. 6.5 баллов.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>