Категории

Неделя, 28.06-04.07. Обзоры "Rattus", "Leonardo da Vinci".

Rattus

Rattus

Сыграл по одной партии в следующие игры: "Caylus", "Rattus", "Hansa Teutonica", "Mystery Express", "Leonardo da Vinci".

О "Кайлюсе" сказано много и, в основном, хорошо. Не буду повторяться. Отмечу лишь, что механика пасования в фазе выставления рабочих и последующие передвижения фишки замминистра за свои кровные и такие немногочисленные монеты делают геймплей довольно нервозным и напряженным. Некоторым эта механика совсем не нравится. Я ее тоже чуть недолюбливаю. Вообще в последнее время меня начинают напрягать игры, в которых игроки могут активно влиять на успех твоих планов. Может быть поэтому мне сейчас нравится спокойные и мирные "Le Havre" и "Loyang"? Не хочется, понимаете ли, терять нервные клетки, хочется наслаждаться процессом.

Тем не менее, в "Кайлюс" мне совершенно неожиданно удалось выиграть. Почему-то партия сложилась так, что меня в течении всей игры так и не спихнули с единожды занятого места на постоялом дворе. Напомню, что вы теряете одного рабочего при выставлении туда, но при этом всегда платите за выставление других рабочих 1 монету, невзирая на количество запасовавших игроков. Я построил два хороших, стабильно приносящих мне очки здания: это был рынок, на котором можно было продать любой ресурс за 6 монет и другой рынок, позволяющий купить 2 ресурса за 2 монеты. Про строительство замка я вспоминал не в последний раунд перед подсчетом, а за раунд или даже два до этого. Результат - победа.

Итак, "Кайлюс" - классика тяжелой игры, основанной на механике выставления миплов. Она довольно кризисна в плане менеджмента ресурсов и имеет в себе серьезный рычаг для обламывания планов других: фишку замминистра. К счастью, воспользоваться этим рычагом стоит некоторых денег, и частенько использовать его либо невыгодно, либо просто не на ком. Тут все зависит от игроков. Одни не будут тратить деньги, предпочитая более неконфликтный стиль игры, направленный лишь на собственное развитие. Другие будут целенаправленно рушить чужие планы, возможно при этом ограничивая в развитии самих себя. С последними не играю! 🙂 8 баллов.

"Rattus" - это вторая из известных мне игр от норвежской пары дизайнеров по фамилии Берг. Первая их игра - "Oregon" - оказалась красивой и простой семейной настолкой на миплплейсмент, посвященной колонизации дикого Запада. "Rattus" оказался тоже совсем несложной игрой, однако определенная глубина в нем есть, несмотря на кажущуюся простоту. Итак, перед нами карта средневековой Европы, из сектора в сектор которой  мановениями рук игроков будет перемещаться черная пешка чумы, от которой спасения, как известно, нет. Помимо поля и чумы есть 6 карт персонажей, россыпь жетонов крыс и кубики-маркеры населения: у каждого игрока они своего цвета. На аверсе каждого жетона крыс отображена цифра, а также значки каких-либо персонажей и\или буквы M и\или A. Зачем нужны эти обозначения я расскажу позже. Жетоны крыс в обычных условиях лежат на секторах карты в закрытую.

Rattus

Rattus

На своем ходу игрок может взять себе карту персонажа (из еще неразобранных карт или у другого игрока). Также, до или после (или вместо) этого действия, игрок может выставить на поле в один какой-либо сектор карты свои кубики. Количество населения, которое можно выставить таким образом равно количеству жетонов крыс в этом районе. То есть, чем страшнее чумная угроза в районе, тем исступленнее местные жители плодятся и размножаются.

После этих действий игрок должен подвинуть чумной маркер на любой из соседних текущему его местоположению секторов.  Далее наступает распространение чумы. Если в секторе с чумой только один жетон крысы, то игрок берет из запаса еще один жетон крысы и выкладывает на любой соседний регион. Если жетонов крыс два или три (максимально возможное количество), то игрок распределяет по соседним районам 2 новых жетона. При этом он должен следить, чтобы ни в одном районе в результате этих действий не случилось более трех жетонов.

Теперь народу в чумном регионе настала пора умирать. Жетоны крыс, лежащие здесь начинают один за другим вскрываться. Для каждого жетона сначала проверяется, что общее население (кубики всех игроков) больше или равно цифре на жетоне. Если это не так, то жетон сбрасывается без смертельных эффектов. Затем проверяется наличие букв M и A. "М" обозначает слово "majority" и говорит о том, что игроку, чьих кубиков в этом секторе больше всего придется один из этих кубиков снять назад в личный запас. "A" обозначает, что по кубику теряют все игроки, чье население присутствует в чумном районе. Затем проверяются пиктограммы персонажей, которые, возможно, изображены на жетоне. Если текущие хозяева соответствующих карт еще имеют население в чумном регионе, они снимают еще по кубику. Это складирование трупов продолжается до того момента, пока либо все жетоны крыс не будут отыграны, либо пока в регионе не останется ни одного кубика.

Потом ход переходит к следующему игроку. И последовательность из вышеописанного длится до тех пор, пока в запасе не закончатся все жетоны крыс. После чего, все лежащие на карте жетоны вскрываются, отыгрываются и происходит подсчет еще живого населения. Тот игрок, чьи кубики выживут в большем количестве объявляется победителем. Из описания видно, что каждая карта персонажа увеличивает вероятность "попасть под раздачу". Тем не менее, каждая карта дает и вкусные бонусы. Например, есть крестьянин, позволяющий выставлять на поле на один кубик больше, чем количество жетонов крыс. Есть ведьма, позволяющая подсмотреть два жетона на поле и, по желанию, поменять их местами. Есть рыцарь, который может передвинуть чумную фишку не на соседний регион, а чуть дальше и так далее. Разработчики раз в две недели публикуют в интернете карту нового персонажа. Эти карты можно распечатать и играть с увеличенным количество персонажей.

Rattus

Rattus

Игра проста. В ней отсутствует стратегическая составляющая, но есть место тактике и дипломатии. Тем не менее, грамотно и вовремя использовать персонажей - это навык, которому нужно учиться. Не ждите, что вы сможете адекватно манипулировать картами персонажей прямо в первой же партии. Игра быстра: 45 минут, а шустрики уложатся и в полчаса. А в целом "Rattus" - отличный филлер из числа тех, у которых есть поле. Играли мы в pnp-версию, распечатанную и нарезанную мной буквально за 40 минут. Поле на A3, 6 карт персонажей и около 40 жетонов крыс, которые в оригинале круглые, а у меня стали квадратными плюс кубики ресурсов из "Кайлюса" - вот и все, то нужно. Твердые 7 баллов игре и я, пожалуй, прикуплю себе как-нибудь коробочку, благо, она совсем недорогая.

"Hansa Teutonica" продолжает меня испытывать на прочность. Эта игра никак не дается, я до сих пор не могу понять как в нее нужно играть, чтобы добиться успеха. Здесь очень сильно влияние других игроков. Фактически только из чужих влияний эта игра и состоит. Тем не менее, этот геймплей совсем не такой нервный, как кайлюсовский. В этот раз я сосредоточился на постройке цепи. Прокачал действия до 3, перемещения до 3, ключи до 2 и начал строить цепь из одного "оранжевого" города в другой, ту, за которую дают 7 очков. Пока остальные игроки качали себе дальше действия и кошельки, я строил. И еле-еле успел достроить цепь из 8 контор к концу игры. Ни о какой дальнейшей прокачке линейки ключей уже не шло никакой речи. Результат - второе место. Игра очень плотная, агрессивная, абстрактная и элегантная. 7.5.

О "Mystery Express" я расскажу в отдельном обзоре.

"Leonardo da Vinci" - игра итальянской школы. Представляет она собой жесткий конкурентный миплплейсмент на тему соревнования изобретателей-механиков в эпоху Ренессанса. Есть карты изобретений, содержащие на себе информацию о том, из каких запчастей они собираются, сколько человеконедель необходимо для завершения работ, а также сколько денег принесет это изобретение первому закончившему работы изобретателю и его менее удачливым последователям. Есть пять типов карт запчастей (доски, склянки, веревки, кирпичи и железки). Есть лаборатории. Для каждого игрока существуют две большие картонные плашки: малая и большая лаба. Обе они могут быть подвержены апгрейду, после чего перевернутся другою своей стороной. Разница между лабами в количестве рабочих мест (то есть, сколько народу туда можно загнать) и в количестве спецмест, куда можно поместить робота, который работает эффективнее человека.

Leonardo da Vinci

Leonardo da Vinci

Каждый игрок получает в начале игры фишку мастера, некоторое количество миплов-учеников, и различные комбинации из лабораторий, карт запчастей и денег. Для первой игры предусмотрена готовая стартовая раскладка. А позже, когда игроки уже будут знакомы с игрой, можно использовать специальные стартовые очки, на которые игрок сам будет набирать себе начальное имущество.

В первой фазе раунда игроки по очереди заявляют, будут ли они начинать разрабатывать какое-либо изобретение. При этом игрок кладет под плашку лабы полный набор необходимых для выбранного им изобретения карт компонентов и ставит на плашку лабы спецфишку, которая будет отмечать человеконедели. При этом, какое конкретно изобретение из числа выложенных в открытую, игрок собрался изобретать другим игрокам до поры неизвестно.

Во второй фазе раунда игроки начинают выставлять своих учеников (и мастера) в разные секции поля и\или в свои лаборатории. При этом принимается во внимание последовательность выставления фишек игроками, а также то, что единожды выставив учеников в отдельную зону, доставить туда же позже дополнительные силы будет уже нельзя (как в "Stone Age"). Исключение - это мастер, которого можно выставить и добавить к нему позже учеников или, наоборот, присоединить к выставленным ранее ученикам. Это действо проходит по часовой стрелке до тех пор, пока все не спасуют.

В третьей фазе начинают выполняться действия. Каждая зона отрабатывается  до конца, прежде, чем начнется отработка следующей зоны. В первую очередь вычисляется порядок совершения действий. Тот игрок, у кого больше всех учеников в зоне будет ходить первым. При определении последовательности фишка мастера считается за 2 учеников. Если у нескольких игроков равное количество сил, то первым будет тот, кто выставил в эту зону свои силы раньше. На поле этих зон 8, причем 7 из них работают одинаково. 5 магазинов с картами компонентов, биржа труда, где можно получить ученика, мастерская, где можно приобрести вторую лабу, проапгрейдить уже существующую или собрать механического человека для работ в лабе. Эти 7 зон - фактически магазины, в которых первому по определенной последовательности действий игроку удается получить товар бесплатно. Второй факт покупки товара будет стоить уже 2 флорина. Потом цена возрастает до 3 и, наконец, 4 флоринов. Покупка с одной зоны идет по кругу в определенном выше порядке до тех пор, пока либо все не спасуют, либо кто-то не совершит покупку за максимальную цену.

Восьмая зона - зона консула - работает чуть по иному. Консул предоставляет 4 спецвозможности. Первый игрок волен выбрать любую из них. Второй - уже лишь из оставшихся трех и так далее. Спецвозможности эти следующие:
1. Переместить одного ученика с зоны консула в другую зону, присоединив его к уже существующей тусовке своих. Фактически это то, что запрещено правилами во второй фазе.
2. Получить деньги, которые копятся на отдельном месте поля со скоростью 1 флорин в раунд.
3. Взять из стопки изобретений верхние 4, посмотреть, переопределить их порядок выхода и вернуть назад.
4. Купить за 1 флорин любую карту компоненты.

Leonardo da Vinci

Leonardo da Vinci

В четвертой фазе игроки передвигают фишки на своих работающих лабах на определенное работниками количество человеконедель. Каждый ученик, отправленный в лабу дает 1 человеконеделю, а каждый робот (или мастер) - по 2. Если в результате фишка отсчета времени добралась до нужного деления, то игрок объявляет, что его изобретение готово, вытаскивает карты компонентов из-под плашки лабы, сбрасывает их и забирает себе карту изобретения, получая при этом максимальную из двух денежных сумм, указанных на карте. Часто бывает, что игрок заканчивает таким образом изобретение, которое разрабатывает также кто-то другой. Этот второй игрок должен немедленно вскрыть из-под своей лабы карты компонентов. Он может потом закончить работу, но получит за это меньшие деньги и не получит карты.

Сами карты изобретений бывают 5 типов. Тип указан специальным символом в углу карты. Во-первых, разрабатывая изобретение определенного типа, игрок получает скидку в две человеконедели за каждую лежащую перед ним (то есть уже разработанную им ранее) карту изобретений того же типа. А во-вторых, в конце игры начисляются очки игрокам, собравшим за игру карты хотя бы трех разных типов.

Игра длится 7 стандартных и 2 специальных раунда. Спецраунды заключаются в том, что играя их, мастера и учеников можно ставить лишь в лаборатории, то есть все зоны игрового поля становятся недоступны. Фактически, это просто средство, дающее возможность закончить те изобретения, что начали разрабатываться к концу игры. Выигрывает игрок с максимальной суммой наличных.

Это одна из тех игр, где хочется всего и сразу. И лабу проапгрейдить, и пару роботов прикупить, и учеников нанять побольше, и карты компонентов чтоб были, и деньги... Эх! За все это надо платить. Либо выставляй много миплов, чтобы получить нечто бесплатно, либо экономь их для других зон и лабораторий, но будь готов тогда раскошелиться. В тот вечер игра показалась мне чудовищной. Постоянные подрезания со стороны других игроков в фазе выставления миплов в совокупности с хроническими проблемами с наличкой рушили один план за другим. Геймплей был ужасно нервическим, по сравнению с ним "Кайлюс" - это просто пасьянс. Задним умом я понимаю, что игра очень не плоха. Просто это gamer's game с сильнейшей конкурентной борьбой и в нее не стоит играть максимальным количеством игроков. После партии на 5ых я поставил игре 5 баллов, ибо игра должна приносить удовольствие, а не нервное напряжение и злость. Думаю, что партия на 3-4 игроков будет более мягкой и позволит поднять оценку этой игры на балл-другой.

2 комментария Неделя, 28.06-04.07. Обзоры «Rattus», «Leonardo da Vinci».

  • SlaShe

    Жду не дождусь обзор Mystery Express =)

  • alt

    Терпение… Все будет. По секрету скажу, он уже давно написан, но по определенным причинам пока не выложен.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>