Категории

Воскресенье, 30.05. Обзор "At the Gates of Loyang".

At the Gates of Loyang

At the Gates of Loyang

Улов небольшой, но качественный. До сих пор положительное послевкусие. "At the gates of Loyang", "Ghost Stories", "Thief of Baghdad", "Sankt Petersburg".

"Лоян" - заключительная часть трилогии урожая Уве Розенберга - понравилась некоторым из участников партии, включая меня, даже больше великой "Агриколы" (но меньше не менее великого "Гавра"). "Лоян", как и "Гавр" - игра менее стрессовая, чем первая часть трилогии, и хотя серьезные помехи со стороны оппонентов встречаются, они не так часты и несут меньшее зло планам игрока. Вообще, как утверждает сам Розенберг, "Лоян" был разработан еще до "Агриколы", причем в последнюю вошли некоторые идеи из этой игры. Какие именно это идеи - сказать тяжело. ИМХО, ничего похожего у этих игр нет, кроме, собственно, самой механики получения урожая. Ну что ж, рассмотрим игру.

Партия длится 9 раундов, каждый раунд  разделен на три сильно неравновесные по времени фазы. В начале игры у каждого игрока есть одна (т.н. "домашняя") карта поля, состоящая из 9... эээ... грядок. Это поле засеивается 9 деревянными фишками одного из трех самых дешевых типов овощей. Каждый раунд игроки будут снимать со своего домашнего поля по овощу, так что домашнее поле несет функцию счетчика раундов. Еще у каждого игрока есть стопка из 8 карт полей, где встречаются поля от 3-грядочных до 6-грядочных, каждого типа по 2 штуки. Имеется также персональный магазин, с грабительскими ценами на овощи при их покупке и с копеечными - при продаже. У магазина ограниченная вместимость, так что купить или продать больше одного-трех одинаковых овощей (зависит от типа) не получится.

At the Gates of Loyang

At the Gates of Loyang

Первая фаза - фаза урожая - заключается в том, что игроки вскрывают верхнюю карту стопки полей и кладут рядом со своими уже имеющимися полями. После этого, игроки собирают с каждого засеянного поля по овощу и складывают на тачку (отдельная карта показывает амбар игрока, где он может хранить овощи между раундами и тачку, где он хранит овощи в течении раунда). Если с какого-либо поля был снят последний овощ, поле выходит из игры (или возвращается в сброс карт действий, если это было платное дополнительное поле). Эта фаза самая быстрая и описанные действия проходят одновременно.

Вторая фаза - фаза карт. Здесь происходит хитрый драфт различных карт. Сначала весь сброс карт действий замешивается назад в колоду, потом каждому игроку сдается по 4 карты. Среди этих карт есть обычные покупатели, постоянные клиенты, помощники, платные поля и рынки. Зачем они нужны, расскажу ниже. Итак, первый игрок сбрасывает одну из карт в открытую из руки в центр стола - во двор. Затем каждый игрок по кругу должен либо сделать то же самое, либо выложить на свое персональное поле одну карту из руки и одну со двора. После того, как игрок выбрал второй вариант, он сбрасывает оставшиеся в руке карты во двор и выходит из розыгрыша, ожидая начала третьей фазы. Игрок, который вышел из драфта предпоследним, получает жетон второго (!) игрока. Последний же получает жетон первого игрока. В том случае, если игрок сыграл себе карту платного поля, он должен тут же заплатить за нее 2 монеты в банк. Если была сыграна карта постоянного покупателя, на нее тут же кладется жетон удовлетворенности синей стороной вверх. Если был сыгран рынок, то на карту этого рынка выкладывается три указанных на карте овоща из банка.

Третья фаза - самая длительная. Фаза действий. В случае игры вдвоем или втроем, действия выполняются, начиная с хозяина жетона первого игрока. В случае игры вчетвером, игроки разбиваются на пары: обладатель жетона первого игрока выбирает себе в оппоненты одного из остальных игроков, кроме обладателя жетона второго игрока. Вторая пара составляется из оставшихся игроков. Сначала свои действия одновременно выполняют первый и второй игрок, а их оппоненты следят каждый за своим игроком, а потом наоборот. В свой ход игрок может выполнить кучу действий в любых комбинациях и в любых количествах, за исключением действия "Взять 2 карты", которое выполняется лишь единожды в раунд. Посмотрим на варианты действий:

At the Gates of Loyang

At the Gates of Loyang

1. Засеять поле. Взять с тачки овощ и положить его на одну из грядок своего незасеянного поля. Доложить такие же овощи по одной на каждую грядку, взяв их из банка. При этом необходимо следить, чтобы на данном конкретном поле вообще можно было сажать этот тип овощей. Чем меньше грядок у поля, тем оно универсальнее. На больших полях можно сеять только дешевые овощи.

2. Купить\продать овощ в магазине. При покупке по грабительской цене (3-6 монет), овощ перекочевывает из магазина в тачку игрока. При продаже за копейки (1-2 монеты) - в обратном направлении. Продавать можно вообще в любой момент игры, а не только в эту фазу. Например, можно продать овощ в магазин в фазе карт, чтобы появились деньги на платное поле.

3. Обменять овощ(и) на рынке. Любая карта рынка показывает три овоща. Каждый из них можно выменять на любой овощ. Иногда - на два любых. Когда происходит обмен, игрок сбрасывает из тачки овощ (или два) в банк, а взамен берет овощ прямо с карты рынка. Карта рынка уходит с поля игрока в сброс только тогда, когда все три предлагаемые рынком овоща были обменены.

4. Сыграть или сбросить помощника. Различных помощников в колоде действий штук 20. Они позволяют выполнять различные действия. Многие из помощников влияют на игровую ситуацию оппонента (при игре вчетвером) или всех остальных игроков (при игре втроем). Например, есть карта, позволяющая совершить обмен на чужом рынке или снять с поля другого игрока овощ, заплатив хозяину жалкую монетку. Подробнее о действиях помощников - в этом файлике.

5. Доставить товар постоянному клиенту. Карта постоянного клиента отображает два овоща, которые клиент желает получать 4 раза, по разу в раунд, начиная с раунда, когда клиент появился на столе игрока и цены, которые этот клиент будет выплачивать. Один раз игрок может "продинамить" клиента, не доставив ему товар вовремя. При этом синяя сторона жетона удовлетворенности сменится на красную. Каждое последующее "динамо" будет стоить игроку штрафа в 2 монеты. Постоянный клиент уходит из зоны игрока в сброс только когда получит четвертую доставку.

6. Отоварить обычного покупателя. Этому нужно продать три овоща, после чего игрок получит деньги и карта тут же уйдет в сброс. Базовая цена при этом будет подвергаться модификаторам. Если у игрока больше постоянных клиентов, чем обычных покупателей, то покупатель заплатит на 2 монеты больше. Если постоянных клиентов меньше, то на 2 монеты меньше. Если же их поровну, то будет выплачена указанная на карте покупателя стоимость без модификаторов. Отоваривать покупателей овощами нужно сразу полностью. Нельзя часть доставить в один раунд, а часть - в другой.

Sankt Petersburg

Sankt Petersburg

7. Купить 2 карты (единожды в раунд). Игрок определяет максимум из количества карт помощников и количества карт рынков в его игровой зоне. Этот максимум будет ценой за выполнение этого действия. После оплаты, игрок берет из колоды карт действий 2 карты. Может сбросить любое их количество (может вообще не сбрасывать). Карты выкладываются в зону игрока. Если игрок решил оставить себе обе карты, то он кладет их одну поверх другой. Нижняя карта станет доступна игроку лишь после того, как верхняя будет сброшена. Если нижней картой оказалось платное поле, 2 монеты нужно выплатить сразу же.

В конце фазы действий игрок может сохранить оставшиеся на тачке овощи на следующий раунд, переместив их в амбар. Обычный амбар вмещает 1 овощ. За 2 монеты можно проапгрейдить амбар (карта переворачивается на другую сторону), так что в него влезут аж 4 овоща.

Пора покупать победные очки. Продвижение на одну позицию вперед стоит 1 монету. Игрок может продвинуться на одну позицию дальше сколько-угодно раз, но каждый такой дополнительный раз будет ему стоить сумму, равную числу на позиции, куда он продвинется. То есть, если игрок в конце третьей фазы стоял на 8, то за монету он продвигается на 9. Чтобы сразу же продвинуться на 10, придется потратить еще 10 монет (итого - 11). Чтобы сразу же двинуться на отметку 11 - еще 11 монет (итого - 1+10+11=22 монеты).

Игроки в любой момент могут брать карты займов. Каждая такая карта дает возможность немедленно взять из банка 5 монет. Однако, в конце игры, каждая такая карта отодвинет фишку игрока на линейке победных очков на одно деление назад. Способов вернуть займ в течении игры, как в играх Уолласа, здесь нет.

В последнем, девятом раунде, в фазе урожая игроки не вскрывают новое поле, ибо стопка полей иссякнет. В конце 9 раунда определяется победитель. Если присутствует несколько лидеров по ПО (а это бывает очень часто в этой игре), то выигрывает тот из лидеров, у кого осталось больше наличных денег. В воскресной игре я вышел на второе место, отстав от победителя на 5 наличных монет. Если же по монетам тоже вышло равенство, то выигрывает тот из лидеров, у кого осталось больше овощей на полях и в амбаре.

Прекрасная игра, хотя несколько долговата. Партия на четверых заняла 4 часа без учета разбора правил. В моем рейтинге среди трилогии урожая эта игра занимает второе место (первое принадлежит "Le Havre"). В общем же подсчете, "Loyang" вышел на третье место после "Dungeon Lords" и "Le Havre". Обожателям "Agricola" хочу сказать, что ее я тоже очень люблю и уважаю, но излишняя стрессовость геймплея ее немного портит. Тем не менее, выставленные мной на БГГ баллы почти равны: "Гавр" - 8.8, "Лоян" - 8.6, "Агрикола" - 8.5.

Вкратце об остальном. К "Ghost Stories" у меня пока нейтральное отношение. Она однозначно лучше каких-нибудь "Witches of Salem", но столь же однозначно хуже "Pandemic". 7 баллов. Надо еще поиграть, если ощущения не изменятся, то пойдет на продажу.

Thief of Baghdad

Thief of Baghdad

"Thief of Baghdad" мне тоже не очень нравится. Я вообще не очень люблю игры, которые являются гонками, при этом не являясь ими в прямом смысле. То есть, если смысл игры в том, чтобы успеть сделать что-то раньше остальных, но при этом игра не про трассы с поворотами, а про что-то совсем другое. "Багдадский вор" именно таков: там нужно утащить определенное количество сундуков с сокровищами из замков восточных правителей раньше других. 6 баллов.

"Sankt Petersburg" - одна из моих любимых несложных игр. Автор "Stone Age" бьет редко, но метко. Компьютерная реализация игры вообще игралась в свое время по нескольку партий подряд. Как семечки. 8 баллов. Жаль лишь, что выигрышная стратегия явно перекошена в сторону оранжевых карт. Возможно, расширение к игре исправит баланс в сторону синих карт - надеюсь, скоро попробуем этот аддон. А вообще очень жаль, что такая отличная игра несколько испорчена ненавистным лубочным артом. Ну, да не в картинках дело... Хотя именно картинки останавливают меня от персонального приобретения.

2 комментария Воскресенье, 30.05. Обзор «At the Gates of Loyang».

  • BigBobr99

    Дополнение к Санкт-Петербургу правит баланс довольно хорошо за счет корректировки сильных оранжевых карт. Хотя и в базовую версию я обычно строил стратегию на синих картах зданий и часто выигрывал.
    Картинки меня тоже долго отпугивали от покупки, но когда я все-таки заказал игру, то после первых 2 игр они мне показались намного милее.

  • At the Gates of Loyang – у нас лежит в магазине уже полгода, почти сразу как вышла. Но спрос на неё небольшой. Во первых, первоначально привозили версию изданную в Германии, и её цена была выше чем у той же Agricola, теперь вышла версия от Z-Man Games, и цена уже не отпугивает, но все равно нехватка информации делает свое дело, сейчас правда ситуация понемногу меняется. Во вторых, люди гоняются за Agricola, тираж которой на данный момент закончился, и если начинаешь им рассказывать про At the Gates of Loyang, начинаю тебя подозревать что хочешь им впарить непонятно что, спекулируя на имени автора. Думая по принципу, что Уве Розенберг уже сделал свою идеальную игру, все остальное жалкое подобие. Иле же поиграли у знакомых и хотя тоже самое. А часто просто посмотрят Топ BGG, и хотят «игру №1″, а вы тут со своим Лайонгом. Жалко такую отличную игру, тень своей знаменитой предшественницы в этом случае лишь мешает. В третьих все таки садоводство в Европе, многим ближе, так как напоминает родные дачи и огороды. Надеюсь после отличного обзора Альта на boardgamers.ru ситуация с этой игрой исправиться, и она заслуженно получит свою популярность.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>