Категории

«Opera». Отчет, памятка.

Последний пост 2009 года - это материал Николая "BooLEan" Харченко об игре "Opera". Большая часть этого материала проходила в виде комментариев, но, думаю, такой труд лучше оформить отдельным постом. В основном это описание прошедшей партии. Итак...

I.

Играл сам с собой за троих. Обкатывал механику. Очень занимательно. Обмануть самому себя не получалось, строил план, пытался воплотить, но другие ипостаси меня его благополучно рушили 🙂 Пока впечатления самые приятные, "провиса" на последних раундах при игре сам с собой не обнаружил. Усиленно пытался сам себя обмануть, на каждом ходу пытался действовать наиболее эффективно за каждого из игроков.

Взаимодействие имеется, и если следить за событиями, можно активно мешать. Думать надо много, текущий ход для максимальной эффективности должен быть просчитан за два хода до этого, хотя бы его канва. Механика, вроде бы, работает нормально, всё логично, "непоняток" не возникло. Посмотрим как в компании пойдёт: игра хардкорная, но, надеюсь, люди подтянутся. 🙂

II.

Вчера разложили «Оперу» на троих. Опробировать решил на двух самых опытных игроках-настольщиках из нашей компании - парень и девушка - прожжённые энергосетевые магнатоы. Лайтовых билетчиков поездов пока пугать не стал 🙂 Правила объяснил в полчаса, новички сказали: "Суть понятна, поехали, походу нюансы разберём". Понедельник у всех был днем тяжелым, парень явно был уставший, но мужественно вникал в правила и пытался приспособиться к игре. Особых эмоций не проявлял, что ему не свойственно, но спишем это на усталость.

Торги проходили бодро, в первые раунды практически всегда ставки оказывались разные и начальная последовательность игроков роли не сыграла. В первый ход они набрали опер. Я же купил одну и сразу задействовал маэстро, чтобы показать как он эффектно добывает такие нужные деньги. Народ сразу просёк, и все раунды (за исключением последнего) проводились активные битвы за маэстро, и контролировалось размещение опер под максимализацию доходов от него.

Активно использовалась также синьора для получения денег, а один раз даже победных очков. Игра проходила довольно энергично, разве что при "импресарном" перераспределении опер все задумывались. Парень довольно-таки быстро нащупал стратегию штампования денег и проблем с ними не имел до конца игры. Девушке явно их не хватало, на бюджет она всегда пускала мало денег, ходила последней, довольствовалась остатками опер и зданий. И если зданий у неё было всё же немало, то опер было не достаточно, доход был маленький. Я был где-то между, концы с концами сводил, но при выборе в расчетном раунде получить деньги, например, собрав четыре оперы в один театр, или раскидать по разным трём и получить больше победных очков, я выбирал последнее и практически в конце каждого раунда был по дукатам в нулях.

Парень несколько раз нанимал критика, поднимая того композитора, опер которого было у него больше. Мы с девушкой не брали его не разу, у девушки было мало опер и все разные, у меня было побольше, но тоже равномерно распределённые, так что кого-то особенно опускать-поднимать смысла не было. Начиная со второй эпохи, я стал использовать эксперта, отдавая девушки крутые оперы, чем её очень радовал 🙂 Она тут же при первой возможности их спускала в палаццо синьорой.

Кстати тут у нас возник вопрос, в правилах я явно не нашёл: Если получаешь оперу от кого-то, её можно положить сразу в зал, или только на этапе импресарио по стандартным правилам можно перераспределить? Это же новое размещение, а не перераспределение опер, как кто играл? Мы клали отдельно бонусную оперу, не в зал, и ждали приезда импресарио.

(На странице 7 правил описан пример действия эксперта. Полученная опера идет за ширму, ее можно будет выложить в залы лишь действием импресарио. alt.)

По эксперту тоже обнаружился прикол: по правилам, если берёшь персонажа, надо его двигать в другой город, нельзя оставить его там, где он стоит. И я так прохлопал ход, сыграв эксперта раз в Париже, потом перераспределил оперы, захотел в следующем раунде сыграть ещё раз, там же в Париже, а не смог. Вообще, в фазу дохода, я часто обнаруживал, что перераспределял оперы не эффективно, что нужно быть внимательнее и доход при ином распределении был бы больше.

Ограниченное место для персонажей тоже сыграло роль, мои противники поделили Лондон, но парень пригнал туда Критика и Маэстро туда перевести они не могли, таким образом, Маэстро давал представления в тех городах, где у меня были театры. В середине игры я был на втором месте, девушка на 3-м, парень на первом. Затем, в последней эре, я начал активно использовать Эксперта, практически не покупая зданий, вышел вперёд по очкам и значительно оторвался от преследователей. В последнем раунде я ходил первым, проконтролировав этот момент в предыдущем ходе, оставив бюджет выше, чем у соперников, и сыграл эксперта ещё раз. У меня было за сотню очков, у ближайшего преследователя где-то 58, у девушки ещё меньше около 40, мои соперники поняли, что меня уже не догнать и раунд протекал уже вяло, по инерции. Я построил ещё зданий, хоть у меня было много пустых, но зал даёт два очка, а пустой зал отнимает одно очко, так что строить всё равно в последнем раунде выгодно. Парень насобирал в пяти зданиях пятерых Моцартов, который являлся композитором последней эпохи и имел славу 5, и двинул критиком его на 6-ку, таким образом по итогам последнего расчётного раунда на подсчёте славы он набрал 45 очков, а я только 19. Однако, мой «экспертный» отрыв был настолько велик, что окончательный счёт остался в мою пользу. 132–96-60. Этим и закончилась первая пробная обучающая партия.

Итоги.

Мне игра понравилась. Передо мной стояла задача обучить и показать все возможные варианты действий, и, вроде бы, это удалось. Игра не провисала, шла бодро и если бы не общая усталость, компании было бы ещё веселей.

Девушка сказала, что ей игра понравилась. «Это пробная партия – мы учились! Надо будет играть ещё!!» Парень был слегка удивлён, что имея стопку дукатов в 90 штук, против моих 19, проиграл. Он сказал, что пока ещё не совсем в игре разобрался и сказать сейчас хороша она или нет, не может, надо поиграть в неё снова.

III.

Памятка на русском по действиям персонажей и наемников.

4 комментария «Opera». Отчет, памятка.

  • BooLEan

    Вчера отыграли вторую партию. Тем же составом. Причём фактически меня упросили поиграть именно в «Оперу», я был в гостях, было 23-30, это действо часа на два, я отказывался, предлагал играть во что-нибудь покороче, так как мне нужно было вставать рано и ехать на машине в другой город. Но друзья сильно упрашивали, особенно упорствовала хозяйка. И я сдался )), но признаться честно попробовать ещё сыграть хотелось и самому, поэтому было приятно, что упросили.) Так как было уже поздно договорились долго не раздумывать, не виснуть, а играть быстро! В некоторые моменты зависания всё же были, но минимальные, с моей стороны кстати тоже. Мне выпало начинать первым. Сразу у меня игра особо не заладилась, денег вечно не хватало, за маэстро всегда разворачивались битвы, он то кочевал в те города, где у меня было, или мало залов, или залов было одинаково с кем то из соперников. По очкам сначала шли вровень, затем я отставал, потом в конце первой эпохи, парень явно ошибся с размещением опер в главных залах, и это затормозило его по очкам, впереди была девушка, я на втором месте. Денег постоянно не хватало, бюджет был мал, чуть накопил, купил первую часть Парижа, но тут же две части выкупила девушка, и я затаился для Милана, другие части театров не покупал. Девушка чуть ли не в первой эпохе стала использовать Эксперта, набирать очки и уходить в отрыв, первая бонусная опера досталась мне, потом они стали уходить к парню. Я понимал, что не выдерживаю таких ростов бюджетов, чтобы самому рулить персонажами, поэтому стал пытаться подстраиваться под соперников: размещать мои немногочисленные оперы по залам так, чтобы получить побольше дохода от маэстро и суметь воспользоваться экспертом. В третьем эпохе, скопив средства и, спасовав накануне для первого хода, я выкупил весь Милан. Сумел пригнать туда маэстро, получил 30 дукатов, поправив своё финансовое положение. Потом маэстро увели, но 15 за город тоже неплохо. Кстати в связи у нас возникла следующая нерегламентированная ситуация. Я только что купил две части в Милане, импресарио ещё не использовали – Милан пуст, парень хочет блокировать Милан критиком, чтобы я не двинул туда маэстро, но город пуст опер композиторов там нет, кого будет оценивать критик? Как Вы думаете, его нельзя туда двинуть, раз нет там опер, или двинуть можно, но ротацию композиторов провести нельзя, потому что ничего там не исполняется. Мы решили, что двигать его нельзя. Парень говорит: «Хорошо, а маэстро туда можно двигать раз там ничего не исполняется?». Вопрос хороший, с одной стороны логично раз критика решили нельзя, то и маэстро там делать нечего, но маэстро работает в фазе дохода, т.е. теоретически можно двинуть маэстро, потом сработает импресарио, оперы купятся, перегруппируются и в фазе дохода город не будет пуст (так, кстати, и случилось, мне разрешили так сделать), ну а если пригнать в город маэстро, а импресарио по каким-то причинам нанят не будет, тогда маэстро будет в пустом городе, а раз маэстро разрешено быть в пустом городе, почему бы не быть в пустом городу критику, пусть даже не произведя ротацию? 🙂 Просьба к игравшим в игру высказаться, кто как считает, как действовать в этих случаях.
    Возвращаясь к партии. Девушка во всю орудовала экспертом, перехватить его и отправить в Милан, мне так и не удалось. Она ушла в далёкий отрыв, только благодаря тому, что я с начала игры скупал композитора третьей эпохи, я сумел в последнем раунде расчёта, неожиданно для себя, нагнать её. У ней было 139 очков, у меня 143 (парню рассчитывать даже не стали — он очень сильно отстал). Момент был кульминационный: я выхожу на 143, опережаю, она разочарованно вздыхает, я говорю вот как сработала покупка частей зданий в последнем раунде и тут парень замечает, а штрафы то за пустые залы не посчитаны!!! Точно! У меня восемь пустых, а у неё только два и девушка выходит вперёд! Она была очень рада. Я тоже ) потому что играла она в этот раз очень умело и продуманно и победу заслужила.)) Так и закончилась эта партия. Девушка сказала, что игра ей очень очень понравилась и надо будет играть в неё ещё и почаще! Парень задумчиво сказал, что не может ещё найти грань, когда переставать делать деньги и начинать зарабатывать очки, в игре ещё никак не удаётся разобраться. Я был рад, что удалось поиграть, и что игра понравилась. И в 1:45 поехал домой.
    P.S. А утром пошёл сильный снег, поездка по погодным условиям отменилась, и значит играть было правильным выбором! )))

  • BooLEan

    Заметку написал вчера, но опубликовать получилось только сегодня. Так что игра была уже позавчера )

  • BooLEan

    На днях разложили партию на четверых. Играли всё той же командой с Еленой, выигравшей прошлую игру, и Александром, плюс присоединилась новенькая Светлана. Рассказал правила, Светлана попереспрашивала некоторые моменты. Начинали играть уже поздно и видно было, что человек знакомится с новинкой без энтузиазма, по ходу игры ей подсказывали, как сделать оптимальные ходы, она для себя узнавала новые мелкие нюансы, которые я пропустил при рассказе правил. По итогам партии сказала, что игра наверное ничего, если бы мы собрались днём, когда её не рубило засыпать, ей было бы интресней и легче, а так она была не в настроении изучать новое, лучше бы поиграли во что-нибудь знакомое.
    Выиграла партию опять Елена, при чём с разницей со мной в четыре очка, победа пришла к ней благодаря совместному использованию Синьоры, при том в палаццо было уже 3-ре оперы, и продажа туда оперы со славой 3, дала ей победить, я ходил позже и, хотя планировал продать туда эту же оперу, сделать это уже не смог. Стоит заметить, что продавать туда её она не собиралась, все уже решили, что ход когда купили синьору и отправили третью оперу, был последнем и дальше ничего произойти не может и хотели считать ПО. Но я настойчиво спросил, «Все отходили? Никто ей не будет пользоваться синьорой?» — и ей воспользовались. ))) Радость победительницы была беспредельна, чему я был очень рад )) Всю игру кстати мы шли с ней практически вровень имели одинаковые театры в городах до Милана, и до третьей эпохи были почти без денег. Денежный мешок был у нас Александр, и у меня было твёрдое убеждение, что выиграет он, мы с Еленой открыто совещались обсуждая между собой свои ходы, чтобы особо друг другу не мешать, а так как театры были идентичны, как разыграть маэстро, чтобы дохода было больше у нас бедных!) Александр даже обвинил нас, что мы вместе играем против него, на что я сказал, что мы не играем, а проигрываем против него)) Однако видно он опять не смог вовремя остановиться и переключится с дукатов на ПО, и мы с Еленой его обошли, используя Эксперта и Синьору. Игра продолжает нравиться будем играть в неё ещё.

  • BooLEan

    Позавчера наконец-то удалось поиграть с женой. Собственно из-за её увлечения музыкой, я, увидев здесь в блоге Алексея обзор данной игрушки, обратил на неё внимание, пристально приглядывался, изучал и в итоге приобрёл обозреваемую копию ) Супругу не особо привлекают всякие орки, зомби, космические корабли с планетами. Да и электростанции подходят больше под мою профессию. Жена участвовала в игровых сессиях, но относительно мало, да ей нравилась «Энергосеть», особенно когда она выигрывала, очень была азартна в «Билете на поезд», но в основном я играл с друзьями, а она нянчилась с дитём. Хотелось игру именно в её стихии, игру именно для неё, а тут оперы, композиторы, театры, маэстро, импресарио, я подумал вот оно. Решив, что надо её приобрести, примерно рассказал, о чём это игра и получил резолюцию: «Игра про торговлю искусством? Ротация композиторов по славе? А если мне композитор этот больше нравится, а его будут обижать! Категорическое нет! Это кощунство! Бойкот! В такое играть никогда не буду!» Приехали… Стал аккуратно настраивать на нужный лад, что никто там искусством не торгует. Аристократы-меценаты строят театры, за это получают такие очки престижа мецената, назвали это условно победными очками. Выигрывают не те барыги, кто больше денег заработает на искусстве, а кто больше в искусство вложит, отстроит театры, будет исполнять произведения в центральных залах, самых популярных, случайно выбранных композиторов. И популярность у композиторов может изменяться, нравится Моцарт, ну скупай всё время Моцарта, популярность его будет расти, но это же всё условно, просто так выпадает, что один в этой игре популярен композитор, а другой в другой. В итоге вроде уговорил, что игра не про барыг))
    И вот игру-то приобрёл, и даже вон отыграли столько партий, а с супругой в её персональную игру, всё сыграть не получалось, всё время она занята и не до игр ей. И вот она сказала, что хочет поиграть в Оперу на двоих! До этого на неделе я уже рассказал ей основные правила, повторили, я описал некоторые моменты и стали играть. Естественно, партия была обучающая, поэтому я советовал, как максимально получит от ситуации пользу. Но то, что на начальных этапах маэстро надо хватать и к себе — она поняла сразу. Да, на двоих конкуренция высока и игрок, ходящий первым, имеет большое преимущество в выборе, это компенсируется завышенными ценами на услуги наёмников. Так, импресарио для нанимателя стоит 3 бюджета на две оперы, а для присоединившегося — только один бюджет за две оперы. Но при выборе из пяти опер, такой подход понятен, после первого остаются только три, на первых порах это критично, например, один выкупает все дешевые оперы, а у второго нет денег на дорогие – остаётся вообще без них. В общем, с моими пояснениями партия проходила неспеша, жена и по деньгам, и по очкам лидировала. Через 2,5 часа мы закончили на начале 6 раунда, не доиграв. И вот почему. Я выкупил 5 залов в Париже, у жены там 3, она выкупила весь Лондон. В конце пятого раунда я остался лидером по бюджету, деньгами разжился из-за маэстро в Париже, всё было готово, чтобы в 5-м раунде эксперт в Париже принёс 20 ПО, при том лучшая опера уходила в сброс (по очкам я отставал). Но маэстро же и помешал эксперту сработать в Париже, тут я чуть ошибся, выбирая деньги, зато проблем с ними перестал иметь. В начале шестого раунда у нас бюджет по 10, я хожу первым и нанимаю импресарио, выкупаю дорогие оперы для раунда расчёта в конце эпохи. Жена тоже берёт две оперы, бюджет у неё 9 у меня 7, ей ходить. Маэстро в Париже. Она хочет двинуть маэстро, я говорю: «Подумай», она говорит: «Ага, понятно, ты сыграешь эксперта», я говорю «Может быть, но подумай ещё.» Я начинаю объяснять, что да, если она двинет маэстро, освобождая мне Париж, я могу сыграть туда эксперта получу 20 очков. Но после любого её хода, я могу вообще спасовать и ничего больше не делать, это даст мне преимущество ходить первым в 7-м раунде и тогда сразу выкуплю весь Милан на 12 ПО. Так что если она хочет купить Милан ей нужно пасовать именно сейчас. Но если она спасует, я сыграю маэстро, эксперта и синьору и получу 25 ПО, при том ещё маэстро будет там, где выгодно мне. Она говорит, что тогда сыграет эксперта, я говорю, посчитай сколько он тебе принесёт, считаем он принёс бы 9 ПО, при этом уходит крутая опера за 6 и становится пустым главный зал, она теряет потенциальных 6 ПО, плюс сам эксперт стоит 4 бюджета. Она говорит: «АААА! Что я не сделаю — всё плохо!» Я говорю, что ну вот так бывает. «Ничего я не буду делать!!! Я пасую. Ходи давай быстрей. Пол первого ночи! Я спать хочу!» Я говорю, ну тогда, может, закончим, что мучаться то, партия обучающая, пример, как играть я показал. «Хорошо!» «Тебе хоть понравилось?» «Не знаю, ты меня сильно загрузил описыванием всяческих вариантов! Вот зачем ты мне несколько раз говорил следить за распределением после импресарио». Я говорю: «Так по итогам распределения можно понять, что я планирую делать: если в каком-то городе перед концом эпохи, я не ставлю в главный зал самого знаменитого композитора, а ставлю поменьше, значит, вероятно, я туда хочу сыграть эксперта. Если во всех главных залах я почему-то ставлю оперы не с 6-кой, а с 5-й или 4-й, то есть вероятность, что будет играться Критик». В итоге я спросил: «Ну так что, понравилась тебе игра?» «Надо ещё в ней разбираться». «Она сложней Энергосети?» «Да. Она как «Планеты» (Race for the Galaxy, мы сыграли партий 7), а местами она как шахматы!». «Ещё играть будем?» «Будем!»

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>