Категории

Новинки с Эссена-2009. Обзор №11: “Gonzaga”.

Gonzaga

Gonzaga

"Gonzaga". И вновь облеченные властью средневековые фамилии конкурируют друг с другом. С мощами святых ("Colonia") разобрались, теперь пора повоевать за новые территории, вновь разделать старушку Европу вдоль и поперек. Европа на игровом поле, в общем-то, и так разделана на ровные правильные гексы, из которых "сотканы" 6 регионов: Испания, Франция, Британия, Италия, Германия и часть Восточной Европы и Скандинавии под общим названием Europa Orientalis, что, очевидно, означает неуверенность населения остальной Европы в том, что там живут европейцы. 🙂 "Вроде как европейцы там должны быть". - говорят они. - "Ориентировочно".

На некоторых гексах стоят белые и синие значки. Это города и порты. Они образуют группы по внешнему виду значка, при этом в одной группе обычно 3-4 города или порта. Города (порты) одной группы могут быть разнесены и находиться в разных территориях, разделяться морями и пр. В начале игры с помощью специальных карточек сценариев определяется какие из регионов будут неактивными. Эти регионы отнюдь не совсем выходят из игры (как это сделано в "Power Grid"), на этих территориях разрешено строиться, вот только очков игроки получают меньше. Количество неактивных регионов зависит от количества игроков.

Каждый игрок получает идентичный набор из 12 пластиковых конструкций-вотчин, сет из 12 карт вотчин, каждая из которых определяет собой одну какую-нибудь вотчину, набор карт планирования, 6 пластиковых колец и персональное миниполе. Каждому игроку также сдается вслепую по карте скрытой цели. На карте отображены 6 городов. Чем большее количество этих городов сможет сделать своими вотчинами игрок до конца игры, тем больше бонусных очков он получит. Один из игроков получает карту конца игры и замешивает ее точно в середину колоды своих карт вотчин, то есть между 6-ой и 7-ой картой.

Игра состоит из серии раундов, каждый из которых, в свою очередь разбит на 4 фазы.

1. Фаза взятия вотчины. Все игроки открывают верхнюю карту стопки карт вотчин и берут из своего запаса именно ту пластиковую фигуру вотчины, которая изображена на карте. В этот раунд игроки смогут оперировать только этой фигурой.

2. Фаза планирования. Игроки, используя доступные на данный момент карты планирования (то есть те, что не были использованы в предыдущий раунд), определяют место, куда они хотят положить фигуру. Карты планирования делятся на две категории: карты ГДЕ и карты КАК. Карта из первой группы указывает, в каком из регионов Европы должен обязательно лежать хотя бы один гекс фигуры вотчины. Карта второй группы уточняет, должна ли фигура закрывать собой только города, только порты, или и то, и другое, или вообще ничего. Этих карт всего 4 и на них нужно остановиться поподробнее.

Карта "А" позволяет строиться, накрывая один или два гекса портов, но при этом в территорию этой вотчины не должен попасть ни один город. Карта "B" позволяет строится, накрывая любое количество городов от 0 до 3, но не позволяет трогать порты. Карта "C" позволяет  строиться, накрывая и порты, и города в сумме не более 3 или устроить венчание (об этом позже). Последняя карта - карта королевской привилегии - позволяет выбрать любую из первых трех карт из числа доступных, однако выполнить действие раньше других игроков. Использование этой карты стоит игроку одного из его колец, которое выходит из игры.

Gonzaga

Gonzaga

3. Фаза определения очередности. Выбранные карты планирования вскрываются. Если есть игроки, которые сыграли карты королевской привилегии, они открывают третью карту, окончательно позиционируя то, как они собираются выкладывать на поле вотчину. Эта третья карта в предыдущей фазе оставляется в колоде карт планирования но так, чтобы лежала первой. Таким образом, до момента вскрытия выбранных карт у всех игроков видно лишь по 2 карты. Карты планирования, использованные в предыдущем раунде становятся доступными и возвращаются в колоду.

Порядок, в котором будут выполняться выкладывания вотчин зависит от сыгранных карт планирования. Сначала будет ходить игрок, выбравший королевские привилегии, потом - карту "А", потом - карту "B" и, наконец, карту "C". Если есть несколько игроков, то сравниваются числа на текущих картах вотчин. Тот, чье число меньше, будет ходит раньше. Если есть несколько игроков, что сыграли привилегии, то разбор полетов между ними происходит сравнением их третьих карт, а если они тоже одинаковые, тогда уже общим порядком, с помощью чисел.

4. Фаза выкладывания вотчины. Это единственная фаза, которая играется по очереди, а не всеми игроками одновременно. В порядке, определенном в фазе 3, игроки выкладывают свои пластиковые вотчины на карту по правилам, согласно выбранным картам планирования. Игрок не обязан класть вотчину на карту, он может сбросить ее и получить 3 ПО. Выкладывание вотчины должно также следовать следующим ограничениям:
- Все гексы вотчины должны занимать лишь пустые гексы карты или гексы, где лежат кольца других игроков,
- Фигурные замки, расположенные на некоторых гексах пластиковой вотчины должны всегда располагаться на земле и не могут быть на море.

После выкладывания вотчины игрок немедленно получает ПО. Это 3 очка за каждый закрытый вотчиной город или порт в активных районах или 1 очко за каждый город или порт в неактивных районах. Также, если игрок смог распространить свое влияние на любые 3 порта одной группы, то это называется морской лигой и оплачивается 10 очками.

Если игрок выбрал карту "С" при планировании, то он может сделать ход в виде венчания. Выглядит это так. Игрок сбрасывает из игры текущую вотчину. Вместо нее он выложит на карту одно или два своих кольца, рассматривая каждое из них, как отдельную вотчину площадью в один гекс. Если выкладывается два кольца, то они должны быть выложены рядом, на соседних гексах. Кольца могут лежать на пустых гексах карты или на чужих вотчинах. Таким образом, каждый отдельно взятый гекс поля может принадлежать максимум двум игрокам: тому, кто закрыл гекс частью вотчины и тому, кто положил на него кольцо. Поскольку у игроков в начале игры всего по 6 колец, тратить их нужно с осторожностью. Они незаменимы для тех случаев, когда город, отмеченный на карте скрытой цели уже занят чужой вотчиной. Но также они нужны и чтобы обеспечить себе право первого хода.

Когда наступает 7 раунд, один из игроков вскроет не карту вотчины, а карту конца игры. Он сообщает об этом и игроки проверяют, сколько осталось в активных регионах никому не принадлежащих городов и портов. Если таких 3 или меньше, то этот раунд объявляется последним. Если же их больше, то игроки продолжают играть дальше, проверяя однако это количество в начале каждого последующего раунда.

Gonzaga

Gonzaga

Если игра закончилась, начинается подсчет очков. Игрок, умудрившийся создать связанную структуру из большего числа вотчин (кольца тоже считаются), получает бонус в 15 очков. Если таких игроков несколько, то все они получат этот бонус. Потом вскрываются карты скрытых целей и каждый игрок получает ПО за некоторое количество из числа указанных в карте городов, которые игрок за время партии смог сделать своими.

Второй пример итальянского игростроя, к сожалению, разочаровал. В лучшем случае, это семейная игра, страдающая большой неискоренимой проблемой: рандом порядка очередности выхода карт вотчин. Какая фигура вышла в этом раунде, такую и будем строить. И никакую другую. А пока выйдет та, которая нужна, чтобы закрыть там-то и там-то, те места уже давно будут заняты чужими кусками пластика. Исправлять положение можно лишь в очень узких пределах с помощью колец. 5 баллов.

P.S.: Итак, еще одна хорошая задумка и прекрасное исполнение похоронены сильными негативными факторами в геймплее. Тенденция? Будем надеяться, что нет. Будем надеяться, это происходит оттого, что дизайнеры пытаются создать нечто действительно новое, непохожее ни на что другое. И получается это не всегда.

2 комментария Новинки с Эссена-2009. Обзор №11: “Gonzaga”.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>