Категории

Новинки с Эссена-2009. Обзор №7: “Colonia”.

Colonia: Линейки ремесленников

Colonia: Линейки ремесленников

Большая игра года от Дирка Хенна и Queen Games нещадно рекламировалась на БГГ с помощью графических баннеров. Дорогой шикарно выполненный релиз, с качественными компонентами, отличным артом и потрясающим полем, собирающимся из 8 частей, как паззл... К сожалению, сама игра недотягивает даже до 6 баллов. В ней очень много того, за что я в свое время ругал "Finca": другие игроки могут порушить все ваши планы даже не потому, что хотят навредить, а просто мимоходом. Но если в "Finca" это замечание касается лишь механизма передвижения фермеров по "лопастям" "фруктовой мельницы", то в "Colonia" все гораздо хуже. Существует длинная цепочка превращения ресурсов в реликты, которые коллекционируют игроки. Цепочка следующая: получить ресурсы -> выработать из них товары -> погрузить их на корабли и получить за это деньги -> купить на них реликты. На каждом из этих четырех шагов (а особенно на двух последних) план игрока может рухнуть, причем вероятность этого очень высока.

Игра длится 6 раундов-недель, каждый год разбит на 7 фаз-дней. Первичным ресурсом игрока - представителя властьимущей семьи - являются члены семьи, кубики в количестве 38 штук. Этих самых родственничков игроки будут отправлять  на работу почти каждый день.

Первая фаза - понедельник - является по сути подготовкой к раунду. Вскрывается карта недели, по которой определяется, сколько ресурсов будет доступно для покупки в среду в каждой из 7 палаток рынка, сколько контрактов сможет выполнить каждый из пяти ремесленников в четверг, сколько кораблей отплывут из порта пятничным вечером, а также сколько бросков кубика будет совершено, чтобы определить дополнительные контракты ремесленников. Согласно этой карте, рынок пополняется ресурсами, вытаскиваемыми из мешка, а специальные деревянные палочки отделяют на линейках ремесленников те контракты, которые точно будут выполнены на этой неделе и те, что, возможно, будут перенесены на более позднее время. Такая же палочка отделяет в порту те корабли, что отчалят на этой неделе от остальных.

После этого вскрываются три карты законов. На каждой такой карте - номер дня, в начале которого будет проведено голосование по принятию закона и его эффект. Карты эти выкладываются в центр поля. Принятые законы имеют сиюминутный эффект и действуют только в текущий день текущей недели.

Вторник - день политики. Здесь определяется очередность хода и устанавливается, каким количеством голосов будет обладать каждый игрок при голосованиях на этой неделе. Игроки выбирают из рук карту (в начале игры у всех одинаковые сеты карт с числами от 3 до 8), потом одновременно вскрывают. Порядок хода определяется специальными жетонами, которые выкладываются в столбик, причем вверху окажется игрок, сыгравший максимальную карту, а внизу тот, кто сыграл минимум. Если несколько игроков сыграли одинаковые карты, то их взаимный порядок хода предыдущей недели будет изменен на обратный. Далее, игроки должны выставить на поле вторника количество кубиков-родственников, равное числу на сыгранной карте. Если игрок не может этого сделать, ему все равно придется поставить их, только брать он их будет не из своего запаса, а из числа выставленных на прошлой неделе. Более того, ему придется перевернуть сыгранную карту рубашкой вверх - на этой неделе он не сможет голосовать. После этой процедуры, все игроки возвращают в свой запас все кубики, которые были выставлены на поле вторника на прошлой неделе.

Среда - базарный день. Проверяется наличие законов, требующих голосования в среду. Если есть такой, начинается голосование. Если таких несколько, будет несколько голосований, по очереди за каждый из законов. Каждый из игроков выкладывает перед собой в закрытую карту "за" или карту "против". Потом все карты вскрываются и подсчитываются две суммы голосов - тех игроков, что сыграли "за" и тех, что против. Учитываются числа на сыгранной во вторник карте. В зависимости от того, какая сумма оказалась выше, закон либо принимается, либо отклоняется. После голосования начинается закупка.

В порядке очередности, каждый игрок "покупает" все ресурсы из одной из палаток. Игрок забирает все ресурсы, прячет к себе за ширму, а в палатку ставит столько кубиков из личного запаса, сколько ресурсов было взято. Так продолжается по кругу, пока все не спасуют. Потом игроки могут забрать назад кубики, которые были сыграны на рынок на прошлой неделе. Ресурсов всего 5 видов: кожа, железо, дерево, ткань и мех. Выполнены они в виде граненых цилиндриков коричневого, черного, серого, голубого и белого цветов соответственно.

Colonia

Colonia

Четверг - день выработки. Все начинается с голосования, если в середине поля есть закон(ы), требующий(е) решения в этот день. После этого игроки по кругу, в порядке очередности, ставят кубики на линейки заказов ремесленников, попутно сбрасывая назад в мешок необходимые для производства товара ресурсы. Ремесленников пятеро и они производят упряжь, колеса, холсты, одежду и обувь. Для производства единицы каждого товара необходимы два разных ресурса: для упряжи это кожа и железо, для колеса - железо и дерево, для холста - дерево и ткань, для одежды - ткань и мех, для обуви - мех и кожа. Если игрок делает конкретному ремесленнику первый на этой неделе заказ, он ставит на линейку заказов этого ремесленника 1 кубик, если второй - два кубика и так далее. Каждый раз, делая заказ, игроки должны сбрасывать в мешок необходимые ресурсы из своего запаса.

Когда все спасовали, наступает пора побросать кубик. Шестигранный дайс кидается столько раз, сколько написано на карте недели, вскрытой в понедельник. Результаты от 1 до 5 указывают, какой конкретно ремесленник сможет выполнить на этой неделе еще один заказ. Деревянная палочка на линейке этого ремесленника сползет на деление вниз. Бросок на 6 позволяет сдвинуть позиции на всех пяти линейках.

Теперь игроки получают жетоны товаров. По товару на каждую позицию каждой линейки до деревянной палочки, на которой стоит хотя бы один кубик. Полученные жетоны товаров прячутся за картонные ширмы игроков. Кубики, стоящие за позициями палочек, поднимаются к основаниям линеек - эти заказы будут выполнены на следующей неделе. Сами палочки кладутся у оснований линеек, нагрузку следующей недели решит следующая карта недели. И последнее действие - забрать кубики, лежащие на этом сегменте поля с прошлой недели.

Пятница - день погрузки. И снова голосование, если необходимо. Потом игроки, опять же, циклично, в порядке хода, грузят корабли товарами. Корабль - это большая картонная плашка, разделенная на прямоугольники-трюмы. В каждом трюме нарисован символ одного или нескольких товаров и число, определяющее сумму вознаграждения. Помимо этого корабли бывают из четырех городов, а соответственно выплачивают гонорары в своей валюте (фунты Лондона, марки Бергена, гульдены Брюгге и... гривны Новгорода). Итак, игрок сбрасывает набор жетонов товаров, изображенных в каком-нибудь трюме и кладет в этот трюм один свой кубик. Трюм нельзя заполнить частично, только полностью. Когда все спасовали, игроки могут забрать кубики, лежащие на этом участке поля с прошлой недели.

Суббота - день выплат, начинается, как всегда, с голосования. Потом игроки получают деньги за каждый загруженный ими трюм тех кораблей, что покинули порт. Количество и валюта определяются конкретным трюмом и кораблем. Оставшиеся корабли подвигаются к первому из 4 доков порта, новые корабли выкладываются на освободившиеся последние доки, а новое положение палочки-разделителя определится теперь только в следующий понедельник при открытии новой карты недели.

Воскресенье - покупка реликтов. По сути реликты здесь - это мощи святых, ради обладания которыми происходит весь этот сыр-бор. На воскресном участке поля лежат 10 карт реликтов. Они отличаются цветом (тип валюты), стоимостью и количеством победных очков. Кроме того в колоде реликтов имеются четыре спецкарты (по одной для каждого типа валюты) под названием "святыни". Сами по себе они очков не дают, но удваивают победные очки того реликта, который будет положен на такую карту. Когда игрок покупает святыню, он должен либо сразу проассоциировать один из своих реликтов с этой картой, либо положить ее в сторонку и связать ее в будущем с каким-нибудь другим реликтом, но лишь в момент покупки оного. Цвет реликта и святыни должен совпадать. Покупка реликтов идет в порядке очередности до момента, пока все не спасуют. Когда все спасовали, игроки в порядке очереди могут защитить оставшиеся на поле карты реликтов от участи быть выведенными из игры. Для этого достаточно на карту реликта положить кубик из личного запаса. Это действие не означает, однако, что защищенный реликт не сможет в будущем купить другой игрок. Когда снова все спасовали, незащищенные карты реликтов выходят из игры. Из колоды выкладываются новые карты, пока их вновь не станет 10 штук.

Если в руках игроков еще осталась хотя бы одна карта, помимо двух карт голосования, то начинается новая неделя. Если же карт не осталось, то 6 раундов-недель позади и пора считать очки. Игроки вскрывают свои денежные остатки. Для каждой валюты отдельно вычисляются игроки с максимальной суммой денег. Эти игроки получают 2 очка бонуса. К этим очкам прибавляются очки за все собранные реликты с учетом святынь. Объявляется победитель.

Colonia: Идет погрузка

Colonia: Идет погрузка

Как видно, помимо рандома в чистом виде (кубик определяет дополнительные заказы у ремесленников), существует еще и огромное количество неявного рандома, вызванного самими игроками. И если в среду (базарный день) помехи со стороны других игроков еще совсем не сильно влияют на общий план, продуманный игроком еще в понедельник, то события четверга, пятницы и воскресенья могут легко похоронить любые начинания. Судите сами. В четверг другие игроки могут занять своими кубиками последние места на линейке нужного ремесленника и вы не сможете получить товар, который вам был необходим, чтобы загрузить нужный трюм. В пятницу все, к чему вы стремились на протяжении недели может быть перечеркнуто другим игроком, который заполнил раньше вас именно тот трюм, который участвовал в вашем плане. В результате придется распихивать собранный комплект по разным трюмам, получая при этом меньше денег, и, возможно, даже не в той валюте. Теперь представьте, что вы чудом умудрились купить нужные ресурсы, произвести из них нужные товары, погрузить эти товары в необходимые для получения денег в нужной валюте трюмы. И настает воскресенье, в котором другой игрок покупает вашу главную цель перед вами, а оставшиеся на поле реликты не подходят вам по причине того, что требуют в качестве оплаты не ту валюту, которой у вас теперь полно или попросту дают мало очков. Queen определяет игру, как требовательную к игрокам, то есть gamer's game. Однако я с трудом могу представить себе гика, который будет играть в это с удовольствием, для семейного же времяпрепровождения "Colonia" слишком сложна. У этой игры нет целевой аудитории. Исключительно из-за качества и арта эта игра получает 5.5 баллов. Voila!

2 комментария Новинки с Эссена-2009. Обзор №7: “Colonia”.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>