Категории

Новинки с Эссена-2009. Обзор №6: “Opera”.

Opera

Opera

Ганс ван Тол - голландский издатель, дизайнер и популяризатор настолок. "Opera" - последняя его работа - представляет из себя немного странный коктейль с оригинальной темой игры. Она, что говорить, нестандартна: ни космических экспансий, ни всевозможных райских тропических уголков, ни даже вездесущих торговцев и рынков.

Игра длится 9 раундов, 3 эпохи (барокко, классицизм, романтизм) по 3 раунда. В конце каждой эпохи выполняется подсчет очков. Игроки занимаются строительством оперных залов в разных городах Европы, покупкой опер у композиторов и организацией премьер и рядовых перформансов. Основные использующиеся механики - это выбор персонажа a-la "Puerto Rico" и довольно оригинальный механизм очередности хода, сопряженный со слепым аукционом.

Итак, каждый раунд начинается с аукциона: игроки зажимают в кулаках часть наличных денег, которые обычно прячутся от других игроков за картонными ширмами, одновременно разжимают кулаки, сбрасывают деньги в банк и увеличивают свою позицию на треке бюджета на количество потраченных денег. Увеличение бюджета происходит не одновременно, а начиная с игрока, обладающего на данный момент максимальной позицией на этом треке. Трек бюджета представляет собой линейку от 0 до 10. И каждый новый ход раунда будет совершаться тем игроком, чей бюджет на данный момент самый высокий. То есть, в игре часто бывают ситуации, когда один и тот же игрок делает два или даже три хода подряд. На одном значении трека может находиться несколько игроков. В этом случае очередность их хода будет определяться, исходя из того, чья фишка пришла на эту позицию трека бюджета раньше.

Бюджет игроков будет уменьшаться за счет найма персонажей. В порядке, определенном бюджетом, игроки будут выбирать карточку персонажа, выплачивать его гонорар, уменьшая свою бюджетную позицию и выполнять действия. Карточка персонажа при этом становится недоступной для выбора другими игроками, однако половина персонажей позволяют участвовать в выполнении действий всем игрокам, а не только тому, кто его активировал. Итак, персонажи:

1. Импрессарио (гонорар из бюджета - 3). Позволяет купить до 2 жетонов готовых опер у композиторов и перераспределить все свои жетоны опер между своими залами. В одном здании (которое может состоять из нескольких залов) никогда не может быть несколько опер одного композитора. Стоимость оперы колеблется от 1 до 6 (наличными) в зависимости от позиции композитора на линейке славы. Эта позиция обычно зависит от того, наколько много опер композитора звучало в залах игроков, однако можно и искусственно повлиять на взаимное расположение композиторов на этом треке. После того, как игрок, выбравший импрессарио, выполнил его действия, поучаствовать могут и другие. В порядке бюджетной линейки, каждый игрок может потратить 1 или 2 единицы бюджета для покупки 1 или, соответственно, 2 опер. Поскольку в начале каждого раунда для покупки становятся доступны лишь несколько опер (5-9 в зависимости от количества игроков), вытаскиваемых случайно из мешка, последнему в очереди выбирать будет практически уже не из чего.

2. Архитектор (гонорар из бюджета - 2). Позволяет построить до двух частей зданий. При этом в игре есть жетоны этих частей, состоящие как из одного зала, так и из нескольких. Стоимость жетона - это количество залов на нем, умноженное на 2. После постройки, игрок сразу получает такое же количество победных очков. Остальные игроки тоже могут в порядке очереди построить до двух жетонов, отдав за каждый, помимо цены, еще по единице бюджета.

3. Синьора (гонорар - 2). Синьора позволяет продать жетон оперы в палаццо, где произведение будет слушать сам король. Игрок сбрасывает жетон оперы на специальное место на поле и получает по своему выбору либо количество победных очков, равное славе композитора, либо наличность из банка в количестве удвоенной славы. Остальные игроки за единицу бюджета могут также выполнить это действие, но сброшенные в палаццо оперы должны быть от разных композиторов. Есть также ограничение на максимальное число опер в палаццо - это 3 или 4, в зависимости от числа игроков.

Остальные три персонажа представлены не только карточками со своими портретами, но и фишками, которые игроки будут перемещать по полю. В центре поля нарисованы 6 городов, в которых у игроков построены здания, между этими городами и будут курсировать фишки.

4. Маэстро (гонорар - 2). Маэстро всегда удваивает доход от опер в конкретном городе для всех игроков. Выбрав маэстро, его фишку можно передвинуть в другой город. Если никто в течении раунда не выбрал маэстро, он будет продолжать удваивать прибыль от опер того города, где находится его фишка.

5. Критик (гонорар - 3). Передвинув фишку критика в какой-либо город, игрок может выбрать одного из композиторов, чьи оперы звучат в этом городе и увеличить или уменьшить славу этого композитора на 2 позиции путем изменения последовательности портретов композиторов на линейке славы.

6. Эксперт (гонорар - 4). Передвинув фишку эксперта в другой город, игрок получает победные очки в количестве суммы значений славы композиторов, оперы которых идут в залах этого города, принадлежащих игроку. Однако, получив очки, игрок должен отдать один жетон оперы самого прославленного композитора отстающему по очкам игроку. Если это он сам, то жетон сбрасывается. Остальные игроки также могут по желанию добавить себе очков, исходя из опер, которые идут в их залах в том же городе. Однако, они тоже теряют лучшую из представленных там опер.

Opera: здания и жетоны опер в залах

Opera: здания и жетоны опер в залах

Фаза выбора персонажей и реализации действий продолжается, пока либо все персонажи не будут разобраны, либо пока все игроки не спасуют. После этого начинается фаза дохода. Отдельно рассчитывается каждое здание: чем больше залов в нем будут заняты жетонами опер, тем больше монет получит игрок. Именно здесь срабатывает умение маэстро удваивать доход за оперные дома определенного города.

Следующей идет фаза окончания раунда. Подсчитывается, сколько опер каждого композитора исполнялось во всех оперных домах. Композитор-лидер повышается на треке славы на одну позицию. Непроданные игрокам оперы сбрасываются, а из мешка вытаскиваются новые в нужном количестве. Карты персонажей возвращаются на свои места на поле, палаццо очищается от жетонов опер, если оно заполнено полностью.  Игроки, потратившие весь свой бюджет (чьи фишки стоят на нуле) получают один дукат наличными, а маркер раунда переходит на следующее деление.

После 3-го, 6-го и 9-го раунда это самое следующее деление указывает на раунд получения очков. В начале игры на каждое такое деление выкладывается случайный жетон оперы. Композитор, изображенный на жетоне назначается композитором эпохи и за его оперы игроки получат бонусы. Очки начисляются за славу композиторов, чьи оперы звучат в главных залах зданий игроков. Главный зал в каждом здании один единственный. Если в главном зале при этом звучит опера композитора эпохи, то игрок получает дополнительно 1, 2 или 3 очка в зависимости от того, какая эпоха закончилась. Игроки также получают штрафы за каждый бездействующий зал в своих оперных домах. По окончании третьего раунда получения очков, игра заканчивается и объявляется победитель.

Игра, к сожалению, страдает сильным дисбалансом. Начало игры - это отличный кризисный менеджмент в условиях нехватки денег. Часть монет необходимо перевести в бюджет. Если перевести слишком много, получишь право первого хода, но на покупку опер и зданий попросту не хватит наличности. Переведешь мало - будешь ходить последним, да и на гонорары персонажам может не хватить. Однако, к середине игры денег у игроков становится достаточно для того, чтобы не задумываясь зажимать в кулаке количество денег, необходимое для повышения бюджета до максимума, то есть до 10. Начиная с этого момента, интрига на треке бюджета перестает работать, и геймплей изменяется в худшую сторону. Жаль, ибо общая задумка и художественная реализация очень хороши. Автор игры утверждает, что с этого момента как раз и начинается настоящая игра, но мои ощущения и ощущения еще нескольких игроков говорят обратное. Оценку пока ставить не буду, но она вряд ли будет превышать 6 баллов.

P.S.: Автор написал на BGG следующее: "in the three rounds of the last episode (the romantic period) ALL players normally have little or no money problems anymore. In this phase the competition in the bidding phase is extremely high, since most of the times in these rounds the players may all bid to get to level 10 in the start of the round." Я искренне недоумеваю, что же такого экстремально-соревновательного может быть в фазе аукциона, если ВСЕ игроки могут без проблем поднять свой бюджет до максимума. Может быть, я и мои друзья-соперники чего-то не понимаем?

24 комментария Новинки с Эссена-2009. Обзор №6: “Opera”.

  • rusa

    Видимо речь идет о минимизации своих ходов, ради лучшего положения в следующем раунде.

  • alt

    Возможно. Но автор представляет себе, что у него концовка партии кульминативна (можно так сказать или я новое слово придумал?).
    А по мне, так начало гораздо лучше, а под конец полный разброд и шатание.

  • Альт
    ну ты что!
    это же самый смак, предугадать, кто же все-таки доберет до 10 бабла. Это же так не очеивдно!
    В этом же цимус!
    🙂

  • меня интересует будет ли обзор shipyard?)

  • rusa

    2zordin Ты здесь, вот только что, что-то совсем не в кассу ляпнул…

  • alt

    Zordin жжот! 🙂
    Taran, не предвидится — пока в моем окружении ни у кого этой игры нет.

  • Reline

    А про «Agricola: Farmers of the Moor» просвящать нас будете?:)

  • alt

    Тоже не предвидится. На очереди на данный момент остались две большие игры и две маленькие. Потом будет затишье.

  • руса без юмора
    альт у мну есть шипярд

  • alt

    Не, ну так если мне будут давать игры с Эссена на тестирование, то обзоры будут выходить и дальше.

  • а чего ты мне про шипярд не сказал?

  • alt

    Ну, не все же сразу!.. 🙂

  • Reline

    «Васко Де Гама» ожидать?

  • BooLEan

    Здравствуйте.
    Заинтересовала игра своей тематикой. Игру сам не видел. Но по описанию понравилась, подумываю о приобретении. Правил я не видел, но исходя из обзора имею следующие соображения по поводу акциона на последних стадиях, когда полно денег у игроков. Может имеется ввиду, что, так как все могут достич 10, то игроки, которые ходят позже, могут регулировать траты своего бюджета так, чтобы в следующем раунде, их бюджет оказался максимальным, тогда в новом раунде, имея больше всех бюджет, игрок первым сможет достич 10 и как следствие будет ходить первым: «… В этом случае очередность их хода будет определяться, исходя из того, чья фишка пришла на эту позицию трека бюджета раньше.» А пришла она раньше из-за того что «Увеличение бюджета происходит не одновременно, а начиная с игрока, обладающего на данный момент максимальной позицией на этом треке», максимальной на конец предыдущего раунда. Тогда как бы и логично, что повышается соревновательность и острота, выбор или много сделать действий понакупить всего и истратить бюджет в этом раунде, или, видя траты соперника, умышлено не тратить много в этом ходу, получая преимущество в следующем. Но конечно я могу ошибаться, Вы играли, Вам видней. 🙂

  • alt

    Верно мыслите, автор об этом как раз и говорит.
    Тем не менее именно эта концовка воспринялась игроками, как смазанная.

  • BooLEan

    Ясно. Спасибо.
    Мне это просто напомнило подключение городов в Энергосети, выбирай, но осторожно. )
    Если удасться приобрести, скажу смажется ли концовка у нас. )

  • alt

    Дай мне сутки и я, возможно, договорюсь о продаже тебе этой игры.
    Б\у 1 раз, цену пришлю почтой завтра.

  • BooLEan

    О как, неожиданно! 🙂 Отлично! Спасибо. Буду ждать. 🙂

  • BooLEan

    В Сб получил игру, сразу разложил пробную. Перед этим подготовился изучил правила, с языком не особо дружу, но всё в принципе было понятно, также факи почитал, перевёл одну памятку для игроков.
    Играл сам с собой за троих. Обкатывал механику. Очень занимательно. Обмануть самому себя не получалось, строил план, пытался воплотить, но другие ипостаси меня его благополучно рушили :)) Пока впечатления самые приятные, провиса на последних раундах при игре самому с собой не обнаружил)), усиленно пытался сам себя обмануть), на каждом ходу пытался действовать наиболее эффективно за каждого из игроков, взаимодействие имеется, если следить за событиями, можно активно мешать. Думать надо много, текущий ход для максимально эффективности должен быть просчитан за два хода до этого, хотя бы его канва, пока впечатление такое. Механика вроде работает нормально, всё логично, непоняток не возникло. Посмотрим как в компании пойдёт сия игруха, игра хардкорная, но надеюсь люди подтянутся. Как сыграю с людями, отпишу тут, если нет возражений 🙂

  • alt

    Конечно, возражений нет! Мнения нужны и важны! Могу отдельным постом оформить…

  • BooLEan

    Ок, да как угодно )
    Памятку прислать переведённую с БГГ? Ну и я там добавил свои комментарии, может кому понадобиться? )

  • BooLEan

    Вчера разложили «Оперу» на троих. Опробировать решил на двух самых опытных игроков-настольщиков из нашей компании, парень и девушка, прожжёных энергосетевых магнатов, а лайтовых билетчиков поездов пока пугать не стал). Правила объяснил в полчаса, новички сказали — суть понятна, поехали, походу нюансы разберём. Единственно понедельник у всех был день тяжелый, парень явно был уставший, но мужественно вникал в правила и пытался приспособиться к игре, особых эмоций не проявлял, что ему не свойственно, как, когда он выигрывает, в той же энергосети, но спишем на усталость. Торги проходили бодро, в первые раунды практические всегда ставки оказывались разные и начальная последовательность игроков (я кстати по жребию был первый) роли не сыграла. В первый ход купили заданий, они набрали опер, я купил одну, сразу задействовал, маэстро показать, как он эффектно добывает такие нужные деньги, народ сразу просёк, и все раунды за исключением последнего проводились активные битвы за маэстро, и контролировалось размещение опер под максимализацию доходов от него, это народ сразу понял.
    Активно использовали и синьору для получения денег, девушка стратегично раз даже выбрала очки. Игра проходила довольно энергично, единственно при импресарном перераспределении опер все задумывались. Парень довольно таки быстро нащупал стратегию штампования денег и проблем с ними не имел до конца игры. Девушке явно их не хватало, на бюджет она всегда пускала мало денег, ходила последней, опер на выбор и здания доставались ей остатки. И если зданий у неё было всё же немало, то опер было не достаточно, доход был маленький. Я был где-то между, концы с концами сводил, но при выборе в расчетном раунде получить деньги, например, собрав четыре оперы в один театр, или раскидать по разным трём, получить больше победных очков, я выбирал последнее и практически в конце каждого раунда был по дукатам в нулях. Парень несколько раз нанимал Критика, поднимая того композитора, опер которых было у него больше. Мы с девушкой не брали его не разу, у девушки было мало опер и все разные, у меня было побольше, но тоже равномерно распределённые, кого-то особенно опускать-поднимать смысла не было. Начиная со второй эпохи я стал использовать эксперта, отдавая девушки крутые оперы, чем её очень радовал ) Она ту же при возможности их спускала Синьорой. Кстати тут у нас возник вопрос, в правилах я явно не нашёл: Если получаешь оперу от кого-то, её можно положить сразу в зал, или только на этапе импресарио по стандартным правилам можно перераспределить? Это же новое размещение, а не перераспределение опер, как кто играл? Мы клали отдельно бонусную оперу, не в зал, и ждали приезда импресарио.
    По эксперту тоже обнаружился прикол, по правилам, если берёшь персонажа, надо его двигать в другой город, нельзя оставить его, где он стоит, мы на эксперта это тоже распространили. И я так прохлопал ход, сыграв эксперта раз в Париже, потом перераспределил оперы, захотел в следующем раунде сыграть ещё раз, там же в Париже, а не смог, надо было организовывать экспертизу в другом городе, нужно было это учитывать. Вообще, в фазу дохода, я часто обнаруживал, что перераспределял оперы не эффективно, что нужно быть внимательнее и доход при ином распределении был бы больше. Ограниченное место для персонажей тоже сыграло роль, мои противники поделили Лондон, но парень пригнал туда Критика и Маэстро туда перевести они не могли, таким образом, Маэстро давал представления в тех городах, где у меня были театры. В середине игры я был на втором месте, девушка на 3-м, парень на первом, затем в последней эре, я начал активно использовать Эксперта, практически не покупая здания, вышел вперёд по очкам и значительно оторвался от преследователей, в последнем раунде я ходил первым, проконтролировав этот момент в предыдущем ходе, оставив бюджет выше, чем у соперников, и сыграл эксперта ещё раз. У меня было за сотню очков, у ближайшего преследователя где-то 58, у девушки ещё меньше около 40, мои соперники поняли, что меня уже не догнать и раунд протекал уже вяло, по инерции, решили всё ж закончить игру. Я построил ещё зданий, хоть у меня было много пустых, но зал даёт два очка, а пустой зал отнимает одно очко, так что строить всё равно в посл. раунд выгодно. Парень насобирал в пяти зданиях пятерых Моцартов, который являлся композитором последней эпохи и имел славу 5, и двинул Критиком его на 6-ку, таким образом по итогам последнего расчётного раунда на подсчёте славы он набрал 45 очков!!!, я только 19, но до этого «экспертный» отрыв был настолько велик что окончательный счёт 132 – 96 -около 60. Этим и закончилась первая пробная обучающая партия.

    Итоги. Мне игра понравилась, задача у меня стояла обучить и показать все возможные варианты действий, вроде это удалось. Игра не провисала, шла бодро и если бы, не общая усталость компании было ещё веселей.
    Девушка сказала, что ей игра понравилась. «Это пробная партия — мы учились! Надо будет играть ещё!!»
    Парень был слегка удивлён, что имея стопку дукатов в 90 штук, против моих 19, он проиграл, сказал, что пока ещё не совсем в игре разобрался и сказать сейчас хороша она или нет — не может, надо поиграть в неё снова.

  • BooLEan

    Сорри за падежув, моя торопилась 🙂
    Будем исправляться. 🙂

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>