Категории

Обзор «Endeavor».

Ох, тяжело писать про абстрактные игры, потому что... Потому что я не знаю, каким словом правильно назвать те деревянные диски-таблетки, или вот эти символы щита. Что ж, призовем на помощь официальные правила и будем обращаться к ним в случае возникновения подобных вопросов. Итак, что мы имеем?

Endeavor: основное поле

Endeavor: основное поле

Конечно, основное игровое поле, на котором изображена сеть замков (О-па! В правилах это города!) городов, соединенных плавными кривыми. Десяток их расположены на территории старушки Европы, а каждая из 6 новых территорий содержит еще 2-5 штук. Каждая из новых территорий также содержит шкалу путешествия и место под стопку карт. В зоне Европы мест под карты ажно два: для обычной стопки и для карт рабства. Последние на первых порах игры дают более сильные рывки в развитии, но потом придется расплачиваться за это потерей очков.

Endeavor: персональное поле

Endeavor: персональное поле

Персональные игровые поля - картонки, выкладывающиеся рядом с каждым игроком. Игроки отмечают на этих полях свое текущее развитие в 4 сферах деятельности (Индустрия, Культура, Финансы и Политика), строят здания и хранят взятые карты, выкладывая их на специально отведенные для этого места. Все 4 основных ресурса жизненно необходимы для успешного развития. Развитие Индустрии позволяет строить более продвинутые здания, Культура и Финансы повышают доступное для использования количество населения (те самые диски-таблетки), а Политика позволяет держать на персональном поле больше полезных карт.

Endeavor: все карты

Endeavor: все карты

Помимо этого есть куча жетонов торговли, 8 стопок карт по 6 в каждой, прямоугольные жетоны зданий и большая желтая (страшная своими пропорциями, как смертный грех) деревянная корона - символ первого игрока.

Перед тем, как начать игру, следует все подготовить. Выложить основное поле, перемешать жетоны торговли и выложить по одному такому жетону на каждое предусмотренное для этого место их одинаковой стороной вверх. Собственно, по одному жетону будет лежать на каждом городе, на каждой линии-связке, соединяющей 2 города и на каждом пункте на шкалах путешествия. Любой жетончик этот на другой (до поры до времени невидимой игрокам) своей стороне может иметь символ одной из 4 основных сфер деятельности или символ(ы) приказов. Стопки карт в соответствии с рубашками, раскладываются на отведенные места на поле в строго определенном порядке (снизу вверх): 5-4-3-2-1, а верхняя либо карта губернатора (Governor) для открываемых территорий, либо карта "ноль" для стопок Европы. Цифры здесь - это нарисованные на картах реальные цифры, показывающие минимальный вес игрока в данном регионе, которого достаточно, чтобы взять эту карту.

Сортируются по типу жетоны зданий. Получаются стопочки по уровню необходимого для постройки значения Индустрии. 3 типа зданий 1 уровня, по 5 жетонов в каждом типе. 3 типа зданий 2 уровня, по 4 жетона. 3 типа зданий 3 уровня, по 3 жетона... Уловили тенденцию?.. 🙂

Каждому игроку выдается персональное поле, 4 кубика-маркера для отметки на поле текущих значений, куча жетонов населения. Кубики ставятся на "ноль" по одному на каждую шкалу. Случайно выбирается игрок, получающий корону и можно начинать игру.

Игра идет 7 раундов по 4 фазы в каждом. Причем, если в первые три фазы игроки действуют единожды, то в четвертой фазе - фазе Действий - игроки применяют действия по кругу, пока все не спасуют. Счетчиком раундов является матрица 4х2 прямоугольных мест для постройки зданий. Первое здание - Colonial House - уже присутствует на всех персональных полях в нарисованном виде, оставшиеся семь мест будут заполняться прямоугольниками зданий строго по одному за раунд. Собственно, каждый раунд и начинается с...

I. Фаза Строительства. На жетоне здания, помимо нефункционального изображения здания и его названия содержаться и функциональные части. Во-первых, это уровень развития Индустрии, который необходим, чтобы построить это здание. Он изображен в виде пиктограммы с некоторым количеством кирпичей, от 1 до 5. Во-вторых, это иконки немедленной прокачки сфер деятельности и\или иконки действия. В случае наличия иконки действия, на жетоне здания нарисовано также круглое место для жетона-"таблетки" населения.

Итак, игроки по часовой стрелке, начиная от "коронованного", берут жетон здания и выкладывают к себе на персональные поля. Естественно, игрок при постройке здания может выбирать лишь те из них, которые он может построить, исходя из собственного развития Индустрии. Причем зданий последнего, пятого, уровня  игроком может быть построено не более одного. Иконки немедленной прокачки сфер на построенном здании позволяют сразу улучшить показатели игрока, путем движения кубиков-маркеров на шкалах. Иконки действия же позволят в будущем захватывать города, снаряжать путешествия и брать карты.
По окончании строительства начинается...

II. Фаза Роста. Игроки (можно одновременно) берут из своих запасов некоторое количество "таблеток" населения и кладут их в специально отведенное место на персональных полях - порт. Количество это однозначно определяется уровнем развития Культуры.

III. Фаза Зарплат. Игроки (можно одновременно) выплачивают зарплаты той части населения, что трудится в построенных зданиях. Проще говоря, игроки могут снять определенное число "таблеток" населения с жетонов зданий и вернуть их в порт. Число это однозначно определяется уровнем развития... правильно, Финансов. Таким образом, доступное для распределения количество "таблеток" увеличивается, а действия, которые дают здания, можно снова активировать.

IV. Фаза Действий. Игроки выполняют действия по одному, по кругу, начиная от первого игрока. Единожды спасовавший игрок более не участвует в этой фазе. Фаза длится, пока не спасуют все игроки. В течении это фазы игроки будут получать жетоны торговли и\или карты с изображениями пиктограмм сфер деятельности. Взяв такой жетон или карту, игрок должен будет немедленно повысить уровни развития соответствующим образом. Например, карта с изображением 2 кладок кирпичей, 1 монеты и 1 значка ПО немедленно даст игроку продвинуть на 2 пункта кубик на шкале Индустрии, на 1 пункт кубик на шкале Финансов. Также игрок в конце игры сможет получить лишнее победное очко, если эта карта сохранится у него до того времени.

Активировать действие можно двумя путями. Либо положить одну из "таблеток" населения из порта в пустое (то есть без "таблетки") здание со значком действия, либо сбросить жетон торговли со значком(ами) действия(й). Какое конкретно действие было активировано определяется пиктограммой на жетоне здания или сброшенном торговом жетоне. Какие же бывают возможные действия?..

Путешествие (плавание). Игрок кладет одну "таблетку" населения из порта на первое свободное место на одной из шкал путешествия и забирает себе тот торговый жетон, что лежал на этом месте. Если этим действием игрок закрыл своей "таблеткой" последнее место на треке, то считается что плавание к этому Новому Свету завершено и пора здесь селиться и весело размножаться, не забыв, однако, выбрать Губернатора.

Губернатором становится тот игрок, кто положил в трек путешествия больше "таблеток" населения. Если лидеров несколько, то Губернатором становится тот из них, чья таблетка ближе к концу трека (то есть тот, кто последним из них играл сюда это действие). Губернатор забирает себе соответствующую карту. С этого момента новая территория считается открытой и здесь можно применять все остальные действия. В самом начале игры открыта только территория Европы.

Заселение. Игрок берет "таблетку" из порта и кладет в незаселенный город, забирая себе тот торговый жетон, который там лежал. Если игрок обладает двумя городами на обоих концах какой-либо кривой, то он также забирает торговый жетон с этой "дороги". Чтобы заселять города в Новом Свете, нужно, чтобы у игрока там было хоть какое-нибудь представительство. Говоря иными словами, хотя бы одна "таблетка" населения, принадлежащая игроку, должна лежать на заполненном треке путешествия, иначе селиться здесь этот игрок не может.

Атака. Это военное действие стоит 2 единицы населения: одна таблетка из порта сбрасывается в банк, вторая заменяет таблетку другого игрока в каком-либо заселенном городе. Снятая таблетка жертвы уходит в банк. Для атак на города в новых землях необходимо присутствие нападающего игрока так же, как в случае с заселением. Если своей атакой игрок "замкнул на себя" какую-то из кривых, с еще неснятым жетоном, он должен его забрать. К слову, замыкание кривых полезно, даже если торговый жетон уже снят кем-то другим. В конце игры каждая кривая, соединяющая два города одного игрока, даст игроку победное очко.

Выплата. Отличная возможность использовать действие какого-нибудь здания дважды. Одна таблетка снимается с жетона здания и возвращается в порт. На следующих кругах этой фазы можно будет использовать это здание еще раз или использовать освободившийся жетон населения для чего-то другого.

Взять карту. Игрок может взять верхнюю карту из любой стопки, цифра на которой не превышает количества "таблеток" населения игрока в этой зоне. Например, имея две таблетки на шкале путешествия и один город в этом районе, игрок может взять верхнюю карту стопки этого района, если цифра на ней 1, 2 или 3. Европейская карта "5" исполняет специальное действие. В тот момент, когда эта карта будет взята кем-либо из игроков, рабство повсеместно отменяется и все карты, взятые игроками из евро-рабо-стопки откладываются ими в сторону лицом вниз. Все эффекты, которые давали эти карты отменяются (кубики на треках сфер уползают назад) , а игроки получают штраф в размере 1ПО за каждую рабо-карту.

В процессе отыгрыша фазы нет ограничения на количество карт, хранимых игроков, однако проверка на максимум карт происходит, как только игрок пасует. Показатель Политики игрока определяет, сколько карт может хранить игрок. Излишки необходимо сбросить, а их эффекты отменить, снизив ситуацию на треках сфер деятельности. Обычные сброшенные карты возвращаются назад в их колоды. Рабо-карты остаются рядом с игроком в перевернутом виде, индицируя таким образом штрафы в 1 ПО. Если сбрасывается карта Губернатора, она выходит из игры.

Когда все игроки спасовали, наступает конец раунда, в котором корона передается по часовой стрелке следующему игроку и начинается другой раунд. Если закончился последний, 7 раунд (все места под жетоны зданий заняты), то пора считать очки. Суммируются ПО за города, дороги-кривые между городами, за развитие каждой из 4 шкал сфер деятельности, за карты (если на них нарисовано, что они добавляют ПО), за здания Университета, за пустующее место для карты Губернатора, за каждые три "таблетки", оставшиеся в порту. Вычитаются из этой суммы штрафы за сброшенные рабо-карты.

Endeavor

Endeavor

Если двое или больше игроков набрали одинаковое максимальное количество очков, то все они выиграли. Этот пунктик, кстати, немного смущает, так как плотность результатов просто потрясает. В самой первой (!) партии, когда все играют "кто в лес, кто по дрова", мы закончили со счетом (я могу ошибаться, но тем не менее) 57-54-53-52. Думается мне, что с таким подходом, два, а-то и три победителя станут в этой игре обычным делом. С другой стороны, а почему бы и нет? 🙂

2 комментария Обзор «Endeavor».

  • Plaksa

    у нас тоже вчера я оказалась на третьем месте со счетом 50, второе место отвоевало 51,а первое -53 очка))

  • alt

    Кстати, мы играли неправильно. И в обзоре это отражено, за что всем читателям большие извинения. Вот что значит, не читать правила самому!
    На самом деле жетоны торговли на поле в начале игры выкладываются в открытую. А мы выкладывали их втемную, одинаковой их стороной вверх.

    @Plaksa: Но несмотря на рандом, возникший из-за этого, очков набрали больше вас! 🙂

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>